«Привет! Меня зовут Малыш. Мне семь лет, но скоро будет восемь». Зал взрывается смехом, и неспроста: рост актера Дмитрия Подадаева немногим меньше двух метров, но маленькие зрители мгновенно и с радостью принимают эту театральную условность, ведь мастерство перевоплощения не оставляет сомнений: перед нами вовсе не лысый взрослый дядька-актер, а тот самый мальчик из Стокгольма, которому посчастливилось подружиться с властелином крыш и грозой тортов и варенья. Режиссер Владислав Боковин еще не забыл, каково это – быть ребенком, поэтому «построил» спектакль именно так, как это необходимо: уложил историю всего в один час, до краев наполнил ее весельем, музыкой, безобидным хулиганством, и, к тому же, «подкупил» взыскательную публику сладостями.
«Вот тебе две конфеты, – обращается к каждому малышу капельдинер перед спектаклем, – Одну съешь, а вторую сохрани». Сластены, стойко перенесшие соблазн, получают возможность с счастливым визгом и смехом бросить конфету Карлсону. Да, да! Прямо из зала! Вовлечение детей в игру режиссер продумал очень грамотно: многие малыши опасаются прямого контакта со странными незнакомыми взрослыми, поэтому весь интерактив происходит немного на расстоянии. Малыш и Карлсон пускают мыльные пузыри с колосников, жулики Рулле и Филле аккуратно проползают по краю зрительного зала, собака Альберг (в человеческом обличье) и собака Бимбо (в натуральном виде) не подходят близко к первому ряду.
«Красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил» появляется, как ему и положено, из окна. На нем модный пиджак с множеством пуговиц, летный шлем и очки, а пропеллер явно модернизирован: сверкает стальными боками и играет разноцветными лампочками. Актер Михаил Филиппов – прирожденный Карлсон: улыбчивый, легкий на подъем и на шалости, с добрым сердцем и бесконечным обаянием, за которое эти самые шалости ему и прощаются. Он действительно «летает» по сцене и над ней, грациозно сеет разрушения в комнате Малыша и с таким аппетитом уплетает сосиски, что можно поспорить – маленьких театралов не придется сегодня уговаривать съесть еще ложечку «за маму и за папу».
Мама и Папа в спектакле – Евгения Крюкова и Виталий Кищенко – великолепный дуэт, который оценят, в первую очередь, взрослые. Нечасто увидишь этих артистов в откровенно комедийных ролях. Может быть поэтому они явно наслаждаются возможностью подурачиться вместе со всеми, при этом оставаясь невероятно элегантными. В интерпретации Владислава Боковина, семья Малыша очень счастливая, и даже брат и сестра не производят угнетающего впечатления, как в книге. Напротив, они ужасно милые, несмотря на некоторые странности. Бетан (Ксения Комарова), хоть и цитирует направо и налево древних философов, скорее хочет увлечь окружающих знаниями, а не похвастать собственным интеллектом. Боссе (Павел Усачев) и вовсе забавный тихоня, отстаивающий право никогда не снимать кепку.
Идеальная семья обитает в таком же идеальном пространстве. Творческое объединение «Elenza Chooch», создавшее художественное оформление постановки, сделало мир Малыша ярким, но не кричащим, в меру разноцветным, со множеством деталей и оттенков. Здесь все настоящее, никакого обмана. Папа смотрит настоящий телевизор, Мама готовит настоящую еду, Малыш играет в настоящие игрушки, и даже музыка – «живая», в исполнении великолепного трио: Дмитрий Орлов (контрабас), Митя Федоров (гитара) и Олег Отс (мелодика).
Жулики Филле и Рулле тоже настоящие, но совсем не страшные, скорее страшно смешные. Ваня Пищулин и Сергей Зотов в тельняшках и забавных шапках с помпоном никак не могут решить, кто из них главный, и в этих спорах забывают зачем, собственно, сюда залезли. Все их преступление заключается в поедании хозяйских чипсов и просмотре хоккейного матча.
Маленькая, но замечательная в своей трогательности роль у Ивана Расторгуева. Он – пожарный, который боится высоты. Не напрямую, но так, чтобы отложилось на подсознательном уровне, актер доносит до детей очень важную мысль: бояться – это нормально, но страх можно преодолеть, особенно, если кто-то нуждается в твоей помощи. Как, например, потерявшийся щенок Альберг, которого Малыш нашел на улице. Владимир Прокошин действительно играет именно щенка, а не взрослую собаку: неуклюже путается в лапах, радуется общению с любым человеком, и, заигравшись, переходит на человеческую речь.
Все эти поселившиеся на сцене «Под крышей» персонажи, мгновенно влюбляют в себя всех без исключения зрителей. Бесконечно добрая, красивая и веселая сказка увлекает не только детей, но и родителей, которые, кажется, даже с большей радостью, чем малыши, спешат отрешиться от взрослого мира, раскинуть руки и улететь вслед за Карлсоном. И, конечно, все они жалеют о том, что в кармане нет заветной «метательной» конфеты.