В Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова продолжают творческую разработку программного произведения «Метаморфозы» по рассказам Ивана Бунина и Антона Чехова. 29 июня зрители стали свидетелями рождения новой главы театрального цикла, которую назвали «Темные аллеи».
«Метаморфозы» родились в недрах Академии Никиты Михалкова. Режиссер рассказывает, что это произведение – «основа, школа и метод развития актерского мастерства, который наиболее ярко проявляется в прозе двух великих русских писателей».
«Чехов и Бунин настолько бездонные,тонкие художники, что их можно лопатить и лопатить. Суть наших «Метаморфоз» в том, что зритель в зале, увидевший героя в начале отрывка, должен изумиться тому, как он изменился в конце. И чем конечный отрывок короче, тем это более высокий пилотаж», – говорит автор спектакля.
Метод работы в «Метаморфозах» заключается в том, что студенты Академии ближе к окончанию вуза выбирают и приносят Мастеру рассказы, которые представляются им интересными для постановки. Если они находят совместное одобрение, то начинаются разбор и репетиции с преподавателями Академии. Именно поэтому в программке спектакля упоминается целая режиссерская группа – Сергей Землянский, Андрей Левицкий, Михаил Милькис, Мария Шмаевич. Доведением отрывка до премьеры занимается сам Никита Михалков. Эти репетиции актеры просто обожают.
«Репетировать с Никитой Сергеевичем всегда весело и интересно, – рассказал Игорь Сергеев, исполнитель главной роли в отрывке «Руся», – премьера – это яркий момент в жизни любого спектакля. Но репетиции приносят артисту не меньшее удовольствие, чем встреча со зрителями».
Янина Третьякова, играющая юную Русю, поддерживает своего коллегу: «Репетиция с Никитой Сергеевичем – это потрясающий опыт для артиста. Он очень подробно, тонко объясняет, умеет найти ключик к твоей душе, одним жестом может раскрыть для тебя такие вещи, которые до этого были скрыты. У Мастера очень сильная энергия, но нет никакого давления с его стороны, а только раскрытие, освобождение».
В шестую часть цикла «Метаморфозы» вошли четыре рассказа Ивана Алексеевича Бунина: «Руся», «Крем Леодор», «Темные аллеи» и «Таня», а также два рассказа Антона Павловича Чехова: «Из воспоминаний идеалиста» и «Невидимые миру слезы».
Погружение зрителя в эпоху усадебной жизни и пульмановских вагонов происходит с помощью необычных декораций в стиле 3D, которые делают сцену похожей на киноэкран и помещают актеров в стереоглубину мизансцены. Легкая, едва заметная сетка на авансцене приятно «состаривает» картинку, делая ее иллюстрацией в потертой временем книге. Синтез нескольких видов искусства – театра, кино, литературы и хореографии затягивает в спектакль «с головой» и размывает границы между сценой и залом.
«Соединение кино и театра – это наш бренд, – подтверждает Никита Михалков, – поэтому мы и называемся Центр театра и кино. Сценографию «Метаморфоз» создает Юрий Купер – великий художник и большая находка для нас. Хореографией занимается замечательный хореограф Сергей Землянский. Так что, это все не работает в одиночку, только вместе».
Удивительное чувство единения с происходящим позволяет более чутко соприкоснуться с внутренней составляющей спектакля – метаморфозами, которые происходят с людьми ежедневно.
«Самое интересное – это жизнь людей, – рассказывает о концепции спектакля актер Игорь Сергеев, – ты находишь параллели в своей жизни и среди людей, которых ты знаешь. Пересказывать сюжеты Бунина и Чехова невозможно и нет смысла. В каждом новом отрывке и спектакле самое интересное связано именно с разбором жизни людей».
«Метаморфозы – это о психологических изменениях, о том, как человек меняется в контексте происходящего», – добавляет актриса Юлия Вострилова.
В центре постановки «Темные аллеи» – одноименный рассказ Ивана Бунина. Возможно, это самое известное, самое щемящее повествование о любви в творчестве писателя. Рассказ том, что делает с человеком нелюбовь, небрежение к нему, пренебрежение чувством поставлен в движении, в ярком танце. Кажется, актеры Полина Шустарева и Георгий Иобадзе говорят бессмертной прозой через волнение плоти. Если возможно тонкое дрожание слова «перелить», не расплескав ни капли, в театральную форму, сохранив хрупкость атмосферы, то именно это и случилось в титульном отрывке спектакля.
Такой же прозрачно-фарфоровой нежностью чувств и непрочностью бытия наполнен отрывок «Таня» (И. А. Бунин). Герои Христины Полуяновой и Георгия Иобадзе вновь путешествуют по темным, загадочным аллеям души. Артисты не играют барина и девушку-служанку – они играют разность любви, неуверенность переживаний, зависимость людских надежд от внезапности жизненных перемен.
Беззаботная шаловливая Руся (Янина Третьякова) из отрывка «Руся» (И.А Бунин) делает свой вполне взрослый выбор и навсегда пронзает сердце юного студента-учителя. Герои «Крема Леодор» (И. А. Бунин) Елизавета Петровна и Мишель, нелепые и смешные, невольно сближают авторов, передавая эстафету настроения от Ивана Алексеевича к Антону Павловичу.
Эксцентричная Софья Павловна (Софья Куцерубова) и доверчиво-наивный от дачного счастья Дудочка (Сергей Радченко) в отрывке «Из воспоминаний идеалиста» (А.П. Чехов) устраивают настоящий праздничный «тарарам» на сцене, который продолжается в отрывке о странностях семейного счастья «Невидимые миру слезы» (А. П. Чехов). Когда в конце на сцене лихо отплясывает весь состав спектакля, кажется, что по сетке-невидимке побежали финальные титры.
Отрывки перемежаются кадрами в стиле «фильм о фильме», в данном случае – «фильм о спектакле», из которых зритель может узнать, как рождаются «Метаморфозы», как режиссер учит менять смысл мизансцены одним взглядом, жестом, поворотом головы.
«Премьера – это не завершающий, а открывающий этап. Когда выходишь на сцену, волнение уходит, и ты просто живешь», – говорит актриса Янина Третьякова.
«Просто жить» – именно об этом писали Иван Бунин и Антон Чехов. Об этом разговаривает со зрителями в своем спектакле Никита Михалков.