«Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» – сатирический роман немецкого писателя-романтика Э. Т. А. Гофмана, считающийся вершиной творчества писателя. В этом произведении две не пересекающиеся сюжетные линии – биография кота Мурра и история жизни при дворе в карликовом немецком княжестве капельмейстера Иоганнеса Крейслера.
Объединяет две эти истории забавное стечение обстоятельств: издатель, вознамерившийся опубликовать творение ученого кота обнаружил в корректурных листах обрывки постороннего текста. Оказалось, что кот, излагая свои житейские воззрения, рвал на части первую попавшуюся ему в лапы книгу из библиотеки хозяина, чтобы использовать выдранные страницы «частью для прокладки, частью для просушки». Под кошачьи лапы попало жизнеописание Иоганнеса Крейслера и по небрежности наборщиков эти страницы тоже были напечатаны. Таким образом, жизнеописание гениального композитора представлено как макулатурные листы в кошачьей биографии.
В театре Школа драматического искусства не боятся ни сложностей, ни экспериментов. Премьера спектакля «Мурркулатура Гофмана» состоится 21 октября. Запутанную историю великого сказочника инсценировала и поставила режиссер Екатерина Гранитова-Лавровская:
«Всегда интересно экспериментировать с неожиданным материалом, а тем более с таким, который никогда не ставился в театре. Этот «кроссворд» Гофмана – необычная и увлекательная композиция для постановки. Две совершенно разные по фактуре истории, два разных спектакля переплетаются в будто бы джазовую композицию и соревнуются как в джазе инструменты друг с другом: сливаются, расходятся, снова встречаются… Есть кот Мурр, описывающий свою биографию, а есть альтер эго самого Гофмана – капельмейстер Иоганнес Крейслер. С одной стороны – романтическое немецкое княжество где происходят всякие приключения, детективные истории и шесть пудов любви, а с другой – такой вполне немецкий (я бы даже сказала брехтианский) юмор жизни талантливого кота, который не может встроиться в мещанскую кошачью среду.
Наша история – сказка о любви, но свадьбы в конце (как в Голливуде) не будет. Главную тему, главный монолог романтизма заявляет капельмейстер Крейслер. Он говорит, что делит человечество на хороших людей и музыкантов. Музыкант любуется, вдохновляется, создает образы, а хороший человек надевает колечко на пальчик и говорит «она моя». Мы исследуем природу таланта и его отличия от« хорошего человека». Все мы Мурры, и всем нам хочется быть одновременно и талантливыми, и хорошими, а это редко совпадает.
Стилистически работа очень сложна, но в Школе драматического искусства актеры так воспитаны, что умеют держать высокий стиль. К ним перешла через Игоря Яцко знаменитая школа Анатолия Васильева, школа мистериальной вертикали, разговора плоскости с небесами, они это тонко чувствуют, любят, ценят и умеют делать. При этом умеют создавать игровой воздух: мы этим любуемся, но в это играем ,и нам хочется к этому прикоснуться. Школа драматического искусства – уникальный театр, поэтому я и принесла сюда этот материал».
Федор Леонов (исполнитель роли Иоганнеса Крейслера)
«В первую очередь это невероятно объемная работа, в которой участвует весь наш прекрасный хор и большое количество артистов, и самое замечательное, что этот спектакль буквально пронизан и наполнен музыкой, над которой работает композитор Петр Айду. Мой герой – олицетворение духа музыки, духа творчества, который мне кажется есть в каждом человеке. В ком-то он спит, в ком-то пробужден, но именно этот дух музыки заставляет нас творить, мечтать, любить, делать какие-то невероятные вещи, которые призваны создавать в мире любовь и красоту.
Любовь для Иоганнеса это не любовь в мирском понимании, это любовь к музе, которая вдохновляет его на творчество. Поэтому он и очарован Юлией, которую он называет ангельским созданием, чудом, именно в ней он слышит дух музыки. Но есть и принцесса Гедвига, от которой его «бьет током» уже на физическом уровне. Какую влюбленность он выберет – остается загадкой. Несмотря на огромный талант, Иоганнес все же остается обычным человеком, который ищет свое место в этом мире, свое предназначение, но, чтобы сократить дистанцию между собой и предназначением он должен пройти земной путь, тернистый и сложный».
Андрей Финягин (исполнитель роли кота Мурра)
«Мне бы хотелось, чтобы главными свойствами моего Мурра была открытость и беззащитность, чтобы это был такой кошачий князь Мышкин. Да, он довольно самовлюбленный, но это окупается его наивностью и непосредственностью. Ему далеко до самовлюбленных безумств человека. Происходящее с ним – просто этап жизни, когда он попытался очеловечиться, но в конечном итоге вернулся в свое кошачье созерцание. Мне кажется наша история о том, что животный мир прекраснее, чудеснее, совершеннее человеческого, которому очень не хватает природной естественности».
Фоторепортаж с репетиции спектакля