Энциклопедия средневекового мировоззрения. Странствие по лабиринтам человеческой души. Горный кряж мировой литературы. Произведение, оказавшее влияние на Пушкина и Гоголя, Боккаччо и Чосера, Бальзака и Борхеса, Боттичелли и Дали. Все это – о «Комедии» Данте Алигьери, которую восхищенные потомки назвали божественной. На старой сцене Мастерской Петра Фоменко ее поставил Юрий Титов.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/06/91581-1024x682.jpg)
Сто песен. Больше четырнадцати тысяч стихов, написанных трехстрочными строфами с особой формой рифмовки. Около ста восьмидесяти персонажей. Отсылки к истории Флорентийской республики, античной литературе, христианской философии… «Божественную комедию» непросто даже читать, не то что переносить на сцену. Видимо, понимая нетривиальность задачи, создатели спектакля добавили в его название целый арсенал уточнений и оговорок. Премьера Мастерской Фоменко в программке обозначена как «путешествие по поэме», вариации на тему «Божественной комедии», коллекция проб и ошибок.
Если остановиться на первом определении, возникает логичный вопрос: что я увижу в дороге? «Божественная комедия» полна грандиозных образов. Но как показать в небольшом театральном зале уходящую в центр земли воронку Ада, конусообразную гору посреди океана, вершина которой скрывается в облаках (Чистилище), или семь сфер Рая? Если не идти по пути наименьшего сопротивления и не прибегать к помощи видео, остается положиться на воображение зрителей. Юрий Титов так и делает, но пытается подстегнуть фантазию публики – увы, не только пластикой и музыкой, но и незамысловатым антуражем. Зловещий хохот в темноте. Крылья, шапки с рогами, белые саваны. Красная подсветка как символ адского пламени. Бесы с цепями. Ангелы с цветами. А еще лавровые венки, колонны и амфоры. Такие шаблонные (если не сказать примитивные) образы больше подходят для школьного спектакля, чем для премьеры одного из самых известных московских театров. К тому же, упрощая созданные Данте картины, они лишают постановку масштаба, величия, без которых трудно представить «Божественную комедию».
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/06/91585-1024x706.jpg)
В театре сложное произведение средневековой литературы, конечно, можно (а порой даже нужно) упрощать, сокращать и осовременивать. Главное не переусердствовать в этом благом начинании. В полуторачасовом спектакле Мастерской текст Данте урезан настолько, что путешествие по Аду превращается в калейдоскоп обрывочных эпизодов, сменяющих друг друга так быстро, что на них трудно сосредоточиться. А от Чистилища и Рая остается буквально несколько фрагментов – то есть почти ничего.
В постановке Юрия Титова, безусловно, есть удачные находки. Например, ненавязчивые пояснения, которые помогут сориентироваться в происходящем даже тем, кто ничего не знает о Данте, его проводнике по миру мертвых Вергилии (Николай Орловский) и возлюбленной Беатриче (Александра Титова). Или проблески иронии, возникающей благодаря свободе актеров: они не срастаются со своими персонажами и нередко смотрят на них со стороны, с доброй лукавой улыбкой. Так, Николай Орловский не позволяет своему Вергилию забронзоветь. Наставник Данте в его бережном исполнении не утрачивает достоинства, но при этом остается озорным мальчишкой, изворотливым плутом, который умудряется уболтать даже стражей подземного царства.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2024/06/91579-1024x688.jpg)
Однако отдельные творческие удачи не могут решить общую проблему. Создателям спектакля не удается найти свою интонацию, свой ключ к «Божественной комедии». Юрий Титов пытается представить ее как средневековый аналог психотерапии. Данте переживал глубокий кризис; чтобы выйти из него, поэт мысленно прошел все ступени страдания и очищения – и поднялся к блаженству. А потом описал свое духовное путешествие, чтобы другие могли последовать его примеру. Возможно, самому Юрию Титову (режиссеру, автору инсценировки и исполнителю роли Данте) это и удалось. Но все же поэму, описывающую устройство мироздания, трудно свести к самокопанию. От чего именно бежит и что конкретно искупает Данте, остается непонятным. А как картины страшных мук в девяти кругах Ада помогают обрести душевное равновесие – и вовсе загадка.
Впрочем, шанс испытать катарсис у зрителей «Божественной комедии» в Мастерской Петра Фоменко точно есть. Для этого достаточно выйти из адской тесноты и духоты зала, где тебя периодически трясут и крутят (помост со зрительскими местами поворачивается вслед за Вергилием и Данте), на улицу.
Автор – Татьяна Ратькина