Познакомиться с этим спектаклем – словно сделать шаг в открытый космос, где метеориты, сталкиваясь друг с другом, разлетаются на мельчайшие частицы. То же самое происходит и с героинями. Сначала обжигаются, оттого ещë больше закрываются, вновь сближаются, окончательно теряются и вскоре разбиваются. Вдребезги. Но прежде чем увидеть каждую героиню крупным планом, представьте: вечер, дом, кружка горячего чая, заслуженный отдых после работы. Звонит телефон. На другом конце провода пронзительные крики. Вас просят немедленно примчаться на место преступления. «Какого!?» – недоумевая спросите вы. «Там месье лежит мëртвый с ножом в спине… там… повсюду кровь», – дрожащим женским голосом прозвучит объяснение.
В афише «Театра Комедии» пополнение – детективная комедия «8 любящих женщин» по одноимëнной пьесе Робера Тома. Это режиссëрский дебют актрисы Юлии Куварзиной. «Да» – острым эмоциональным диалогам и раскрывающим глубину проблемы монологам, «нет» – отвлекающим от важного статичным формам. Ключевой лейтмотив здесь – чувственный конфликт в контексте семейных отношений. Если представить спектакль в виде математической операции, то выйдет следующее: разный уровень эмоционального интеллекта + разные системы ценностей = неспособность героинь слышать и понимать друг друга, разговаривать на одном языке. Полученная сумма – это первый и, пожалуй, главный компонент в цепочке комических ситуаций. А их в спектакле, как и ведущих к мотиву преступления подсказок, много. Чего только стоит самоирония, за которой скрывается нежелание «учить язык» ближнего. Трагедия внутри комедии.
Задание непростое: вам предстоит поймать убийцу. Перемещаясь в мир противоречивых чувств (а женщины способны запутать не только мужчин, но и друг друга), соблюдайте осторожность: всë вокруг втягивает в игру, а еë правила известны только жителям дома. Быть здесь чужаком – идти на свой страх и риск. Зато вы сможете, словно под увеличительным стеклом, рассмотреть раны, которые наносят друг другу героини. Они не способны проявлять любовь так, чтобы никого не разрушать изнутри. И даже в ситуации sos попытки объединиться приводят к эмоциональным качелям, из-за высокой амплитуды выбрасывающим «за борт».
Сценический мир удивляет с первых минут. «Ой, здесь уже ëлка стоит…», – подмечает девушка в зале, поворачиваясь к своему спутнику. В углу авансцены – праздничный атрибут. Все в ожидании рождественской сказки, которая надëжно прячет ключ к разгадке главной тайны. Территория поиска ограничена! Действие разворачивается в пределах одной комнаты. Это место столкновения противоположностей, объединенных одним событием, одной болью, одним человеком. Убит Марсель – единственный мужчина в доме. Герой «вынесен за скобки» – находится вне сценического пространства. Зал слышит постоянные упоминания его имени, но визуального подкрепления нет: простор для зрительской фантазии.
Какие они – героини этой сказки? До трагедии несколько минут. Старшая дочь Марселя и Габи Сюзон (Виктория Шашкова) возвращается из Англии домой, чтобы провести каникулы в кругу семьи. И тут же погружается в напряжëнную атмосферу, где количество претензий друг к другу растëт в геометрической прогрессии, а уровень недовольства, переходящего в отвращение, достигает красной, самой опасной зоны. «Значительная вероятность катастрофических последствий» – в такой ситуации обычно звучит предупреждение, ведь допустимые показатели превышены. Здесь не тот случай. Габи в исполнении Маргариты Радциг своенравна и неприступна для семьи. «Мы отрезаны от мира. Но для твоего отца это ровно ничего не значит. Он говорит, что только здесь ему удаëтся отдохнуть от дел», – героине непонятно стремление супруга морально восстановиться вдали от города, о чëм она жалуется дочери. Вот оно – начало цепной реакции.
Постепенно в комнате золотисто-красного, торжественного цвета собираются все женщины. Фокус внимания смещается с украшения ëлки и обмена подарками – по ощущениям многих (но только не этой семьи), радостно-волнительной части праздника – на перечисление недостатков друг друга. Печальная музыка сопровождает появление Огюстин, младшей сестры Габи (Наталия Антонова). На вопрос Сюзон «как ты?» она, будто пробегая взглядом заранее заготовленный текст, выдаëт: «Почки, сердце, ревматизм. Ревматизм, сердце, почки». Наталия Антонова создаëт любительницу разыгрывать дешëвые мелодрамы – давно известный другим женщинам манипулятивный трюк. А ещë при ней всегда дорогой «бриллиант» в виде чувства долга: Габи пришлось приютить Огюстин. Не с пустыми руками, а чемоданчиком «причуд». «А-а-а-а-а, Сюзо-о-о-о-он!» – в комнату прибегает бунтарка Катрин (Валерия Федорович) и сбивает с ног старшую сестру. Шестнадцатилетняя девушка – как тонизирующий напиток, скажем, энергетик: бодрит своим присутствием всех вокруг. Это тот самый человек, который поделится с вами результатами следственного эксперимента, как только вы, исполненные любопытства, шагнëте за порог дома. Категорична и прямолинейна. Язык общения – стëб. В то же время есть другая сторона медали: Катрин чувствительна. Бережно хранит любовь и уважение к папе. К слову, Валерия Федорович произносит «папа» восторженно в начале действия и с особым трепетом в финале. Горничная Луиза и экономка Шанель (Мария Астахова и Юлия Сулес) вежливы и исполнительны, но обеим есть что скрывать. Например, любовь к азартным играм. Или… особую связь с Марселем.
Бабушка Сюзон и Катрин – (Валентина Коркина) казалось бы, самый безобидный человек в доме, но от постоянных оговорок по Фрейду появляется ощущение, что для скелетов в шкафу выделена отдельная полочка. Между героинями на протяжении всего действа чувствуется высоковольтное напряжение. Они так увлекаются выяснением отношений, что не замечают, как решение бытовых вопросов превращается в бои без правил. В ход идут… Ах да, Пьеретта, сестра Марселя (Ольга Чудакова)! Она приходит в дом гораздо позже. Уже после звонка, который мог вас обескуражить, когда вы неспешно пили чай. Властная, эффектная, уверенная в себе – на первый взгляд. И беззащитная, страдающая от невозможности душевной близости – если внимательнее присмотреться.
Перед вами 8 женщин. Любящих свой комфорт, а отсюда неспособных бросить вызов убеждениям, ограничивающим движение навстречу друг к другу. Героини отрезаны не только от мира, как подчеркнула Габи, но и от самих себя, вернее от понимания, как укрепить внутренние и внешние связи. «Я всех очень люблю, только никому не нравится моя манера любить. Все воспринимают еë за ненависть», – говорит Огюстин. И тут же прилетает едкий ответ Катрин: «Потому что твоя любовь как вино: если вовремя не выпьешь – превращается в уксус». Человеку может быть плохо от желания близкого сделать ему хорошо. Если всë то, чем в данный момент хочет поделиться одна родная душа, не находит отклик в другой, то стоит ли навязывать? Применять силу, чтобы «волшебная таблетка» попала внутрь и подействовала? По неосторожности можно своей любовью оттолкнуть, как это выходит у Огюстин.
«Там месье лежит мëртвый с ножом в спине…» – те страшные слова, которые вам уже приходилось слышать. Горничная закрывает дверь в спальню Марселя и, теряясь в пространстве, делает несколько шагов назад. Убийца среди своих, из дома ночью никто не выходил. Место столкновения противоположностей держит и сейчас. Героиням не покинуть дом и соответственно не избежать боли от взаимодействия друг с другом: машина не заводится, ворота заперты, до ближайшей деревни 5 километров. Женщины старательно ищут убийцу, но не забывают и друг про друга: в ход идут колкие слова, которые с каждым разом отзываются внутри больнее и больнее и в результате оставляют рубцы. Не дожидаясь приезда полиции, героини проводят собственное расследование. Каждая считает себя невиновной, защищаясь от ударов противника. Сложно довериться, когда до конца не понимаешь, что в ином случае провал неизбежен. Или намеренно отдаляешь мысль о неминуемом опустошении. А вот и раздаëтся шум из шкафа… секретов со временем меньше, а обид – больше. Доверия внутри семьи по-прежнему нет, зато все тайны вопреки воле их хранителей раскрыты.
Команда спектакля даëт зрителям подсказку: нужно наблюдать за отношением каждой героини к Марселю. О мëртвом либо хорошо, либо ничего, кроме правды. Так в чëм же она заключается: в любви к этому человеку или в зависимости от него? Уважении или удержании рядом ради собственной выгоды? Готовности бескорыстно отдавать или желании мëртвой хваткой вцепиться в самое ценное, что имеет этот человек?
Страх честного разговора охватывает раненых друг другом женщин. Лишь одна из них открывает дверцу внутренней клетки, чтобы выпустить щемящие чувства наружу. Кажется, ей есть что сказать. О каждой. И о самом Марселе. Слишком много тайн накопилось, чтобы отдать предпочтение враждебной тишине.
Теперь зрителям-детективам ещë страшнее: нездоровые отношения внутри семьи приводят не только к моральной, но и физической гибели.
Возможно, у вас есть предположения, кто же всë-таки убийца?
Автор Алеся Воронова