В поисках своего. «8 любящих женщин» в «Театре Комедии»

Познакомиться с этим спектаклем – словно сделать шаг в открытый космос, где метеориты, сталкиваясь друг с другом, разлетаются на мельчайшие частицы. То же самое происходит и с героинями. Сначала обжигаются, оттого ещë больше закрываются, вновь сближаются, окончательно теряются и вскоре разбиваются. Вдребезги. Но прежде чем увидеть каждую героиню крупным планом, представьте: вечер, дом, кружка горячего чая, заслуженный отдых после работы. Звонит телефон. На другом конце провода пронзительные крики. Вас просят немедленно примчаться на место преступления. «Какого!?» – недоумевая спросите вы. «Там месье лежит мëртвый с ножом в спине… там… повсюду кровь», – дрожащим женским голосом прозвучит объяснение.

В афише «Театра Комедии» пополнение – детективная комедия «8 любящих женщин» по одноимëнной пьесе Робера Тома. Это режиссëрский дебют актрисы Юлии Куварзиной. «Да» – острым эмоциональным диалогам и раскрывающим глубину проблемы монологам, «нет» – отвлекающим от важного статичным формам. Ключевой лейтмотив здесь – чувственный конфликт в контексте семейных отношений. Если представить спектакль в виде математической операции, то выйдет следующее: разный уровень эмоционального интеллекта + разные системы ценностей = неспособность героинь слышать и понимать друг друга, разговаривать на одном языке. Полученная сумма – это первый и, пожалуй, главный компонент в цепочке комических ситуаций. А их в спектакле, как и ведущих к мотиву преступления подсказок, много. Чего только стоит самоирония, за которой скрывается нежелание «учить язык» ближнего. Трагедия внутри комедии.

Фото: Мария Пахомова

Задание непростое: вам предстоит поймать убийцу. Перемещаясь в мир противоречивых чувств (а женщины способны запутать не только мужчин, но и друг друга), соблюдайте осторожность: всë вокруг втягивает в игру, а еë правила известны только жителям дома. Быть здесь чужаком – идти на свой страх и риск. Зато вы сможете, словно под увеличительным стеклом, рассмотреть раны, которые наносят друг другу героини. Они не способны проявлять любовь так, чтобы никого не разрушать изнутри. И даже в ситуации sos попытки объединиться приводят к эмоциональным качелям, из-за высокой амплитуды выбрасывающим «за борт».

Сценический мир удивляет с первых минут. «Ой, здесь уже ëлка стоит…», – подмечает девушка в зале, поворачиваясь к своему спутнику. В углу авансцены – праздничный атрибут. Все в ожидании рождественской сказки, которая надëжно прячет ключ к разгадке главной тайны. Территория поиска ограничена! Действие разворачивается в пределах одной комнаты. Это место столкновения противоположностей, объединенных одним событием, одной болью, одним человеком. Убит Марсель – единственный мужчина в доме. Герой «вынесен за скобки» – находится вне сценического пространства. Зал слышит постоянные упоминания его имени, но визуального подкрепления нет: простор для зрительской фантазии. 

Фото: Мария Пахомова

Какие они – героини этой сказки? До трагедии несколько минут. Старшая дочь Марселя и Габи Сюзон (Виктория Шашкова) возвращается из Англии домой, чтобы провести каникулы в кругу семьи. И тут же погружается в напряжëнную атмосферу, где количество претензий друг к другу растëт в геометрической прогрессии, а уровень недовольства, переходящего в отвращение, достигает красной, самой опасной зоны. «Значительная вероятность катастрофических последствий» – в такой ситуации обычно звучит предупреждение, ведь допустимые показатели превышены. Здесь не тот случай. Габи в исполнении Маргариты Радциг своенравна и неприступна для семьи. «Мы отрезаны от мира. Но для твоего отца это ровно ничего не значит. Он говорит, что только здесь ему удаëтся отдохнуть от дел», – героине непонятно стремление супруга морально восстановиться вдали от города, о чëм она жалуется дочери. Вот оно – начало цепной реакции.

Постепенно в комнате золотисто-красного, торжественного цвета собираются все женщины. Фокус внимания смещается с украшения ëлки и обмена подарками – по ощущениям многих (но только не этой семьи), радостно-волнительной части праздника – на перечисление недостатков друг друга. Печальная музыка сопровождает появление Огюстин, младшей сестры Габи (Наталия Антонова). На вопрос Сюзон «как ты?» она, будто пробегая взглядом заранее заготовленный текст, выдаëт: «Почки, сердце, ревматизм. Ревматизм, сердце, почки». Наталия Антонова создаëт любительницу разыгрывать дешëвые мелодрамы – давно известный другим женщинам манипулятивный трюк. А ещë при ней всегда дорогой «бриллиант» в виде чувства долга: Габи пришлось приютить Огюстин. Не с пустыми руками, а чемоданчиком «причуд». «А-а-а-а-а, Сюзо-о-о-о-он!» – в комнату прибегает бунтарка Катрин (Валерия Федорович) и сбивает с ног старшую сестру. Шестнадцатилетняя девушка – как тонизирующий напиток, скажем, энергетик: бодрит своим присутствием всех вокруг. Это тот самый человек, который поделится с вами результатами следственного эксперимента, как только вы, исполненные любопытства, шагнëте за порог дома. Категорична и прямолинейна. Язык общения – стëб. В то же время есть другая сторона медали: Катрин чувствительна. Бережно хранит любовь и уважение к папе. К слову, Валерия Федорович произносит «папа» восторженно в начале действия и с особым трепетом в финале. Горничная Луиза и экономка Шанель (Мария Астахова и Юлия Сулес) вежливы и исполнительны, но обеим есть что скрывать. Например, любовь к азартным играм. Или… особую связь с Марселем.

Фото: Мария Пахомова

Бабушка Сюзон и Катрин – (Валентина Коркина) казалось бы, самый безобидный человек в доме, но от постоянных оговорок по Фрейду появляется ощущение, что для скелетов в шкафу выделена отдельная полочка. Между героинями на протяжении всего действа чувствуется высоковольтное напряжение. Они так увлекаются выяснением отношений, что не замечают, как решение бытовых вопросов превращается в бои без правил. В ход идут… Ах да, Пьеретта, сестра Марселя (Ольга Чудакова)! Она приходит в дом гораздо позже. Уже после звонка, который мог вас обескуражить, когда вы неспешно пили чай. Властная, эффектная, уверенная в себе – на первый взгляд. И беззащитная, страдающая от невозможности душевной близости – если внимательнее присмотреться. 

Перед вами 8 женщин. Любящих свой комфорт, а отсюда неспособных бросить вызов убеждениям, ограничивающим движение навстречу друг к другу. Героини отрезаны не только от мира, как подчеркнула Габи, но и от самих себя, вернее от понимания, как укрепить внутренние и внешние связи. «Я всех очень люблю, только никому не нравится моя манера любить. Все воспринимают еë за ненависть», – говорит Огюстин. И тут же прилетает едкий ответ Катрин: «Потому что твоя любовь как вино: если вовремя не выпьешь – превращается в уксус». Человеку может быть плохо от желания близкого сделать ему хорошо. Если всë то, чем в данный момент хочет поделиться одна родная душа, не находит отклик в другой, то стоит ли навязывать? Применять силу, чтобы «волшебная таблетка» попала внутрь и подействовала? По неосторожности можно своей любовью оттолкнуть, как это выходит у Огюстин. 

Фото: Мария Пахомова

«Там месье лежит мëртвый с ножом в спине…» – те страшные слова, которые вам уже приходилось слышать. Горничная закрывает дверь в спальню Марселя и, теряясь в пространстве, делает несколько шагов назад. Убийца среди своих, из дома ночью никто не выходил. Место столкновения противоположностей держит и сейчас. Героиням не покинуть дом и соответственно не избежать боли от взаимодействия друг с другом: машина не заводится, ворота заперты, до ближайшей деревни 5 километров. Женщины старательно ищут убийцу, но не забывают и друг про друга: в ход идут колкие слова, которые с каждым разом отзываются внутри больнее и больнее и в результате оставляют рубцы. Не дожидаясь приезда полиции, героини проводят собственное расследование. Каждая считает себя невиновной, защищаясь от ударов противника. Сложно довериться, когда до конца не понимаешь, что в ином случае провал неизбежен. Или намеренно отдаляешь мысль о неминуемом опустошении. А вот и раздаëтся шум из шкафа… секретов со временем меньше, а обид – больше. Доверия внутри семьи по-прежнему нет, зато все тайны вопреки воле их хранителей раскрыты. 

Команда спектакля даëт зрителям подсказку: нужно наблюдать за отношением каждой героини к Марселю. О мëртвом либо хорошо, либо ничего, кроме правды. Так в чëм же она заключается: в любви к этому человеку или в зависимости от него? Уважении или удержании рядом ради собственной выгоды? Готовности бескорыстно отдавать или желании мëртвой хваткой вцепиться в самое ценное, что имеет этот человек? 

Фото: Мария Пахомова

Страх честного разговора охватывает раненых друг другом женщин. Лишь одна из них открывает дверцу внутренней клетки, чтобы выпустить щемящие чувства наружу. Кажется, ей есть что сказать. О каждой. И о самом Марселе. Слишком много тайн накопилось, чтобы отдать предпочтение враждебной тишине. 

Теперь зрителям-детективам ещë страшнее: нездоровые отношения внутри семьи приводят не только к моральной, но и физической гибели. 

Возможно, у вас есть предположения, кто же всë-таки убийца? 

Автор Алеся Воронова

URL List