Спектакль «Про линя», Любимовка.продакшн на Площадке 8/3. Рыба-светлая-идея

После спектакля «Про линя» сложно понять, куда уплывают мысли. И вроде спектакль не про тебя или твоих друзей, а спустя несколько дней линь то и дело всплывает в памяти. Рыба-детство. Рыба-светлая-идея. Рыба-метафора. И медленно, как в декорациях спектакля, загружаются смыслы в голове.

Впервые пьеса Александра Каргина «Про линя» прозвучала во fringe-программе фестиваля молодой драматургии «Любимовка» в 2017. В эту часть программы попадают необычные тексты со «спорных территорий», в которых может быть ничего не понятно на первый взгляд, да и на второй тоже. Режиссёр Александр Кудряшов решил эту проблему в логике самой пьесы, а именно облёк в слова. В начале всем зрителям раздают инструкции. Понятнее не становится, но вот спокойнее — да.

Как смотреть спектакль «Про линя»
<…>
3) Займите удобное место
4) В антракте подумайте о великом или пройдитесь
5) Не бойтесь, что чего-то не понимаете. Это ненадолго
6) Поаплодируйте исполнителям
7) Подумайте о своей жизни
<…>

На полу мелом нарисован круг, внутри два места, сзади стена, под стулом аквариум с водой. Всё предельно просто: чёрное, белое, круглое, прямоугольное. В таком пространстве могут создаваться любые смыслы. Зритель выбирает, с кем из героев быть в эту минуту: с Сашкой — юношей в чёрном, который слушает исповедь спившегося человека; с набожной сестрой, находящей ответы в Боге; или с Андреем — с тем, кто когда-то залезал в корчи́ ловить линя, а ещё видел лису, и эти события оказались главными в его жизни.

Исповедь, которую мы слышим со сцены, максимально человечна по сути и форме. Она не разбавлена художественными интерпретациями, не декорирована приёмами. Это хаотичный рассказ, погружающий в себя как в транс. В конце актёры зачитают технические и прочие комментарии, поясняющие структуру пьесы, озвучат манифест Андрея после алкоголя, вместе с залом произнесут ключевые для героя слова, которые до этого почти не звучали, и даже разложат на многоголосье составленный для пьесы словарь белорусских слов. Поневоле приходит мысль: а как разложится моя жизнь, если перечислять не факты, а то, что кажется ценным изнутри?

Спектакль длится всего час с антрактом. В перерыве можно выйти, если захочется, но тогда вы пропустите, как в отрывочные разговоры о жизни, выпивке, Боге и природе врывается аутотренинг против алкоголизма. Можно попробовать помедитировать и погрузиться в ирреальность происходящего, если не помешают то и дело прокатывающиеся по залу смешки — естественная защитная реакция человека на непонятное. А можно, как предлагает инструкция, подумать о чём-нибудь великом. Или малом, но очень значимом.

После спектакля можно остаться в недоумении. О чём была эта история? Зачем я посмотрел её на сцене? Но дело в том, что жизнь Андрея, лиса и линь — это всего лишь повод оттолкнуться и нырнуть в себя. Это как раз тот случай, когда спектакль берёт на себя роль проективного теста, метафорической сети для внутренних рыб. Если же не удастся ничего поймать, стоит вспомнить ещё одно замечательное свойство рыбалки — тишину и статичность. Мечта для жителя большого города: час, в который можно просто побыть с собой.

Автор: Мария Крашенинникова-Хайт