24 ноября в театре «Школа драматического искусства» состоится премьера спектакля «Василий Теркин» в постановке Глеба Черепанова.
Поэма Александра Твардовского – уникальна. Сложно припомнить какое-либо другое произведение, ставшее настолько народным, что читатели сами писали продолжение. Автор не был против, ведь поэма становилась такой, какой изначально была задумана. Не идеология, но дух, не сложная литература, а народное творчество.
Глеб Черепанов и команда спектакля творят в традициях площадного театра, максимально открытого зрителю. Публику ждет яркая, динамичная, музыкальная постановка, пронизанная одновременно духом ушедшей эпохи и эмоциями эпохи нынешней.
Благодаря гостеприимству театра, мы заглянули на репетицию и поговорили с участниками постановки.
Глеб Черепанов (режиссер)
Мы все знаем поэму Александра Твардовского «Василий Теркин» еще со школы, но особенно в нее никогда не погружались, даже не вчитывались. Для меня было удивительным то, что, по сути, это произведение, составленное из фрагментов, разных историй – настоящий эпос. И как настоящий эпос, оно – вне времени. Создавая поэму во время описываемых событий, когда еще неизвестен был исход войны, Твардовский сумел обойти в ней политику, излишнюю актуальность, а рассказал, прежде всего, о людях, о том, как в самые сложные времена человек может путем творчества, путем собственного позитива сделать мир лучше. Теркин же ничего не сочиняет, не делает специально, но за его шуткой, за его улыбкой скрывается огромная внутренняя сила, способная не только объединять вокруг себя людей, но и поддержать, согреть их.
Андрей Харенко (исполнитель роли Василия Теркина)
Мне кажется, Василий Теркин – персонаж, образ которого у людей уже сформирован, и мы не стараемся удивить каким-то необычным воплощением этого героя. Теркин – неунывающий человек, весельчак и балагур, но это внешняя форма. Мы хотим обратить внимание зрителя на то, что он – простой человек, оказавшийся на войне. Здесь все для него впервые, оказавшись в этих страшных обстоятельствах, он растерян и, пытаясь сформулировать для себя происходящее, вдруг, делает простые, почти детские открытия. Режиссер Глеб Черепанов предложил яркую форму существования, она местами забавная, в ней есть и печальные нотки, в целом она увлекательная, веселая, интересная. Мы стремимся следовать тому, что Твардовский выразил в строках:
«Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей»
Я надеюсь, у нас тоже получится в людях пробудить чувство единения в сложившихся обстоятельствах, когда мы растеряны и не знаем как быть, что нас ждет. Мы объединимся, и нам станет легче и теплей.
Николай Гонтар (исполнитель роли Гармониста)
Для меня поэма – воспоминания из детства: на уроках литературы мы читали отрывки наизусть, и все мальчишки примеряли роль Теркина на себя. Поэзия Твардовского очень располагающая, душевная, ее ритм и мелодичность быстро схватываешь. В работе над спектаклем Глеб Черепанов дал нам полную свободу, мы все придумывали и делали вместе, обсуждая каждую идею и задумку. Такое доверие режиссера очень важно и для каждого члена команды, и для постановки в целом. Общими усилиями мы стараемся найти верный тон, золотую середину, и сделать так, чтобы в спектакле всего хватало: и веселых моментов, и философских. Самое главное, на мой взгляд, то, что это добрая история. Добра в мире должно быть больше, чем зла. Мы должны друг друга поддерживать, не унывать и не падать духом, делать добрые дела и совершать правильные поступки.
Игорь Лесов (исполнитель роли Деда-солдата)
Мой герой – человек бывалый, который застал еще Первую мировую, который уже знает что такое война. Он смотрит с позиции реалиста, понимает, что излишнее геройство может приблизить смерть. Как автоинструктор, Дед-солдат пресекает любое лихачество, оберегает своих молодых товарищей, старается их предупредить и научить. Сложность нашей работы состоит в том, что Твардовский писал свою поэму во время Великой отечественной войны, и людям откликалось все – и язык, и стилистика, это было близко, это было дыхание времени. Работая над постановкой, мы решаем тонкую художественную задачу, пытаемся подойти к смысловому вневременному наполнению, показать героев в экстремальной ситуации. И, конечно, надеемся, что спектакль так же откликнется в душах зрителей, как и поэма Твардовского.
Фоторепортаж с репетиции спектакля