«Интересно посмотреть, насколько сейчас отражается в людях то, о чëм писал Островский почти 200 лет назад, – встречает зрителей художественный руководитель Театра Сатиры Сергей Газаров, – На наш взгляд, это списано с сегодняшнего… Боюсь, и с завтрашнего дня. Давайте идти друг другу навстречу!»
Только у героев спектакля «Невольницы» получается с точностью наоборот, и режиссëр Михаил Мокеев предлагает зрителям окунуться в мир, где душевной близости препятствуют противоречивые взгляды на жизнь. Неготовность увидеть в другом то, чего нет в тебе самом, мешает построить гармоничные отношения и создаëт дополнительную эмоциональную нагрузку для каждого участника такого взаимодействия. Семь персонажей – семь разных способов понимания и восприятия мира. «Настоящая энциклопедия отношений между мужчинами и женщинами» – так называет спектакль исполнительница роли Евлалии Андревны Любовь Козий – не поучает, как любить партнëра «правильно», а показывает, каким может быть исход, если вовремя не снять розовые очки. «Книга» универсальная: в любой точке пути может пригодиться всем людям вне зависимости от гендера. Запирать себя в клетке, душить непреодолимый порыв исполнить свои желания, а затем вдруг высоко взлететь и по неосторожности сломать крылья – об этом «Невольницы».
Как и в других пьесах Островского, главная героиня находится в поиске счастья и сопутствующих ему лëгкости и наслаждения. Но запросы слишком высоки, надежды на сказочную любовь утопичны, а обстоятельства переменчивы. Счастье ускользает от Евлалии Андревны (Любовь Козий) ещë задолго до событий, свидетелями которых становится зритель. Девушку выдают замуж за богатого и влиятельного Стырова (Андрей Анкудинов) против еë воли. Они хотят разного: стабильности и перемен, спокойствия и приятного волнения при мысли о будущем. Воздушная, порывистая, чувственная Евлалия стремится выскользнуть из рук мужа и отдать своë пламенное сердце другому человеку.
Пленительная красотка в бархатном красном платье с открытой спиной и чëрных колготках в крупную сетку – Софья Сергевна (Инна Лясковец) – жена Коблова (Игорь Лагутин), компаньона Стырова. Она с изумлением смотрит на порхающую Евлалию в белоснежном платье и серебряных туфлях и, как «опытный» в любви человек, учит еë практичному взгляду на вещи и кокетливо подчëркивает: «Женщина не только не всегда должна говорить правду, а никогда, никогда». Но сама советчица к успеху в делах семейных не пришла: отношения Софьи Сергеевны и Коблова можно назвать образцом нелюбви.
Коблову слишком дорого «болото» собственных принципов, его правота и влиятельность. Он хотел бы сделать внешний мир похожим на его внутренний. Громко, даже яростно, Коблов произносит, подходя к краю сцены: «Против хитрости женщин нужен постоянный надзор, надзор, надзор!»
Внимателен режиссëр к лакею Стырова Мирону (Константин Карасик) и экономке Марфе (Лиана Ермакова). Он – чувствителен, при этом совсем не исполнителен. Она – держит в страхе весь дом и делает больше необходимого. Их дуэт – особенное удовольствие для зрителя: вызывает у публики восторг и вместе с тем доводит до высшей стадии смеха.
Кто же тот самый «другой», кому принадлежит сердце Евлалии (и не только)? Перед зрителями Мулин (Артëм Минин). Он находится на службе у Стырова, чьим доверием очень дорожит. Герой амбивалентен: то холоден и отстранен к Евлалии, то нежен, заинтересован в ней. Их дуэт раскачивается в танце от скованных смущенных движений до полёта страсти.
Они тянутся друг к другу, но разные взгляды на мир, в том числе и на любовь, не идут в плюс, если один партнëр не может позволить другому отличаться. Важно не сливаться воедино и обрастать теми же интересами и взглядами, а быть самодостаточной личностью и сохранять уважение к себе. «Я понимаю только любовь чистую, возвышенную» – восклицает Евлалия, отказываясь признавать существование любой другой формы. Мечты могут разрушиться, а крылья – сломаться, когда однажды любимый человек покажет себя настоящего.
Почему важно прийти на этот спектакль?
Первое: показывает, насколько по-разному можно любить. Как «правильно» – решает каждый человек самостоятельно.
Второе: предлагает поразмышлять над понятием свободы и ответить на вопрос, есть ли счастье при еë отсутствии.
Третье: позволяет отследить в себе стремление идеализировать другого и вовремя остановиться, пока связь с реальностью окончательно не оборвалась.
Четвертое: в «Невольницах» не играют, а живут!
Автор Алеся Воронова