Соединение двух гениев. Выставка «В той же мастерской: Александр Пушкин – Марина Цветаева», Государственный музей А.С. Пушкина

Государственный музей А.С. Пушкина не остался в стороне от юбилея, 130-летия со дня рождения русской поэтессы Марины Цветаевой. На площадке музея на Пречистенке открылся межмузейный проект «В той же мастерской: Александр Пушкин – Марина Цветаева», организаторами которого стали собственно музей А.С. Пушкина, Дом-музей Марины Цветаевой в Москве и Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве (Королёв, Московская область).

На протяжении всей жизни Марина Цветаева вела внутренние беседы со своим великим собратом по перу и неоднократно в стихах и прозе обращалась к Александру Пушкину. Выставка тематически поделена на три части и посвящена диалогу двух поэтов сквозь время.

«Мы с огромной любовью и большим волнением работали над этой выставкой, несколько раз пересматривали и переписывали концепцию. Главной содержательной частью стали цветаевские тексты. Когда мы их перечитывали и выстраивали в логический сюжет, обнаружили, что этот диалог с Пушкиным на протяжении всей жизни Цветаевой чётко делится на три главы. И так удачно совпало, что анфилада, где размещена выставка насчитывает в себе три зала. Дальше нам нужно было подумать, чем наполнить эти залы. Мы попытались выявить темы, найти оппозиции, понять, как двигалась и развивалась цветаевская мысль и собрать предметы в фондах музеев», – рассказала на открытии выставки её куратор, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Наталья Шаинян.

Сюжетную канву первого зала экспозиции составила ранняя лирика Цветаевой, где она обращается к Пушкину, представляя ему себя, а также проза «Наталья Гончарова» (1929). Здесь можно любоваться крымскими пейзажами, созданными художниками XIX века, образами пушкинских цыган, найти в витрине томик Байрона с автографом Цветаевой или её бусы, а также заглянуть в мир имперского Петербурга.

Второй раздел выставки посвящён 1930-х годам, когда поэтесса написала цикл «Стихи к Пушкину» и создала ряд эссе о поэзии, где рассматривала Пушкина как феномен. Среди экспонатов – номер парижского журнала «Современные записки» с прижизненной публикацией «Стихов к Пушкину», иллюстрации к пушкинскому «Пиру во время чумы» (эту поэму Цветаева рассматривала как доказательство своей теории о природе взаимодействий поэта и его дара).

Заключительный раздел экспозиции обращается к цветаевским текстам 1936-1937 годов – эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв», переводы Цветаевой стихов Пушкина на французский язык. Здесь оживают старинная Москва с памятником Пушкину на Тверском бульваре и довоенный Париж, увешанный афишами пушкинских вечеров.

Выставка продлится по 19 февраля 2023 года.

Билеты