С 18 по 21 января на Малой сцене Театра Маяковского состоялись показы эскизов спектаклей, созданных в рамках Лаборатории игрового театра. В течение трех месяцев режиссеры и актеры работали над хорошо знакомым, но не самым простым материалом – комедиями Мольера и Шекспира.
Комедия – жанр опасный и капризный. Успех в этом деле зависит от множества нюансов, которые нельзя упускать из виду. А главное – оценить режиссерский юмор в классическом произведении публика готова не всегда. Так как же сыграть историю, которой уже много веков, чтобы она не только увлекла современного зрителя, но и не потеряла своей эстетической составляющей?
Ответ на этот вопрос и искали в Театре Маяковского. Важным отличием этой Лаборатории стал длительный репетиционный период, а результатом – практически готовые спектакли, каждый из которых (совершенно точно) способен украсить репертуар театра.
Режиссеры Лаборатории:
Антон Морозов – выпускник Российского государственного института сценических искусств (Мастерская Андрея Могучего, 2021). Эскиз спектакля «Мизантроп» (Мольер)
Надя Кубайлат – выпускница режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача, 2018). Эскиз спектакля «Скупой» (Мольер)
Александр Золотовицкий – выпускник Школы-студии МХАТ (курс Дмитрия Брусникина, 2019). Эскиз спектакля «Мера за меру» (Шекспир)
Владимир Данай – выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (Мастерская Сергея Женовача, 2014). Эскиз спектакля «Виндзорские насмешницы» (Шекспир)
Слово «эскиз» в данном случае – простая формальность. Каждая из представленных работ уже обладает всеми составляющими хорошей постановки. Разные по форме и наполнению спектакли объединены общей немаловажной деталью – мастерством исполнения, и это касается не только режиссеров и артистов (в лабораторных работах приняли участие тридцать четыре актера театра разных поколений), но и всех театральных цехов.
Особенностью Лаборатории, на взгляд зрителя, стало то, что классические пьесы приобрели современное, но не «осовремененное» звучание. То, о чем писали Шекспир и Мольер, все еще не потеряло актуальности, но говорить об этом, оказывается, можно и без привязок к моде, техническому прогрессу или новостной повестке. Исследованием внутреннего, а не внешнего, к счастью, и занимались участники Лаборатории.
Возвращаясь к жанру комедии, стоит отметить, что и здесь все получилось, несмотря на то, что три пьесы нельзя даже приблизительно назвать смешными, а четвертая – и вовсе ближе к трагедии. Тем не менее, каждый из режиссеров нашел вплетенные в тексты тончайшие нити юмора, которые и воплотились в актерских работах и общем ощущении от постановок.
Поскольку любая лаборатория предполагает открытое обсуждение спектакля со зрителями (и Лаборатория в Театре Маяковского – не исключение), наша редакция составила рейтинг показанных эскизов спектаклей, хотя, справедливости ради, мы были бы рады увидеть все представленные работы в репертуаре театра.
I место
«Скупой», режиссер Надя Кубайлат
В ролях: Илья Никулин, Юлия Соломатина, Стас Кардашев, Максим Наумов, Валерия Куликова, Ася Фоменко
II место
«Мера за меру», режиссер Александр Золотовицкий
В ролях: Дмитрий Гарнов, Евгений Матвеев, Всеволод Макаров, Роман Фомин, Виктор Довженко, Наталья Палагушкина, Дарья Хорошилова, Кирилл Кусков
III место
«Мизантроп», режиссер Антон Морозов
В ролях: Иван Выборнов, Макар Запорожский, Анастасия Дьячук, Семен Алёшин, Юлия Марычева, Максим Разумец, Анастасия Цветанович
IV место
«Виндзорские насмешницы», режиссер Владимир Данай
В ролях: Вячеслав Ковалев, Иван Ковалюнас, Игорь Воробьев, Юрий Коренев, Константин Константинов, Андрей Гусев, Зоя Кайдановская, Наталья Коренная, Арина Назарова, Татьяна Рогозина, Виталий Ленский, Ярослав Леонов, Иван Сапфиров