Мюзикл «Любовь. Чума. Верона» в театре «Буфф»: по следам Ромео и Джульетты

Мало кто не слышал о трагической истории любви юных Ромео и Джульетты. Эта прославленная пьеса Уильяма Шекспира обрела самые разные воплощения в литературе, драматических постановках, балете, опере, мюзиклах и кино. Но многие ли задумывались, что было с семействами Монтекки и Капулетти после смерти молодых возлюбленных? Как они переживали утрату детей и что думали об их несчастной любви?

фото: пресс-служба театра

Этими вопросами в 1993 году задался писатель, сценарист и драматург Григорий Горин, уже довольно популярный у публики на тот момент благодаря совместным работам с Аркадием Аркановым и Марком Захаровым. Ироничная трагикомедия «Чума на оба ваших дома», насыщенная персонажами и событиями, с небольшими певческими вставками, получила свою долю внимания и места на сценах российских театров.  

В петербургском театре «Буфф» имени И.Р. Штокбанта решили пойти еще дальше по музыкальной стезе и превратить эту пьесу в полноценный мюзикл под руководством режиссера Ники Козоровицкой. Дополнить парочку менестрельских напевов глубокими ариями, эмоциональными дуэтами и массовыми танцевальными номерами — задача не из простых, но и взялся за нее «золотой» творческий дуэт театра: композитор Максим Дунаевский и поэт Николай Денисов. Особенно им удалась основная тема спектакля — волнующая и вдохновляющая, как сама любовь. Она задает нужное настроение с первых нот и вплоть до финальной духоподъемной оды. А в других мелодиях зрители узнают знакомые мотивы популярных итальянских шлягеров вроде Felicità и Volare.

фото: пресс-служба театра

Эти новые сцены, с одной стороны, определенно дают лучше понять внутренние переживания героев и достовернее передать атмосферу итальянской Вероны XVI века с ее прекрасными балами-карнавалами и ужасной эпидемией чумы (привет, современная пандемия!). А с другой, делают объемную изначально историю еще более масштабной, поэтому спектакль длится почти четыре часа. 

Рассказчиком становится францисканский монах Лоренцо (Андрей Левин). В открывающей мизансцене он предстает в образе бродячего актера, изображающего меланхоличного Пьеро — одного из основных персонажей итальянского уличного театра масок. Компанию ему составляют бойкий Арлекин и сумрачный Пульчинелла, как двойственный символ театрального искусства: маска комедии и маска трагедии. Они вдохновляют Лоренцо начать повествование, в котором действительно от души смешиваются смех и слезы. 

фото: пресс-служба театра

Действие начинается с поминальной службы Ромео и Джульетты, где герцог Веронский (Евгений Александров) обязывает два скорбящих и озлобленных клана отринуть вражду через свадьбу. Монтекки должны предоставить жениха, а Капулетти — невесту. Не сговариваясь, оба дома решают выбрать тех, кого меньше всего жалко: дальнего племянника Антонио Монтекки (Сергей Славин) — хромого вдовца из Неаполя с тягой к азартным играм и вранью, и воспитанницу Капулетти Розалину (Виктория Заболотная) задорную девушку с острой ненавистью ко всем мужчинам, обвалявшим в грязи ее сердце и репутацию. 

У этих героев не случается любви с первого взгляда, и они уже давно не так чисты и невинны, как были их предшественники. Антонио и Розалина успели пожить и совершить ошибки. Их взаимоотношения строятся прежде всего на прагматизме и некоторой общей ненависти как к Монтекки, так и к Капулетти. Тем интереснее наблюдать, как постепенно они проникаются к другу другу куда более теплыми чувствами, несмотря на все немалые и неожиданные трудности, что встают на пути. 

фото: пресс-служба театра

Не менее увлекательно раскрываются второстепенные персонажи. Немного приоткрывается завеса над тайнами общего прошлого отца Ромео — язвительного Пьетти (Мурад Султаниязов) и матери Джульетты — властной Джулии (Анастасия Славина). Начиная с словесных уколов, намеков и насмешек и заканчивая краткими, но все же признаниями и сожалениями. 

Что говорить, даже слуги обоих домов Бальтазар (Андрей Подберезский) и Самсон (Илья Кузнецов) не обходятся без конфликтов и примирений, правда исполняют они их без трагизма, в самой уморительной и очаровательной форме.

Куда более тяжелая ноша внутренней драмы достается милосердному брату Лоренцо. Он остро переживает и личную утрату, и смерть юных возлюбленных, поэтому пытается изо всех сил не допустить повторения того же страшного финала для Антонио и Розалины. 

фото: пресс-служба театра

Удачно балансируя все эти сюжетные линии между собой и часто меняя тональность с веселой на грустную и обратно, мюзикл удерживает внимание зрителя на эмоциональной составляющей, которую поддерживает лаконичная сценография от художника-постановщика Яны Штокбант. 

На сцене много темного пустого пространства, а действие в основном сосредоточено внутри разомкнутой на части сферы, которая обретает более округлую форму по мере сближения семейств друг с другом. Наиболее эффектно в полумраке выглядит церковный зал: лучи света пронзают цветной витраж, а крест сияет голубым огнем неона. Костюмы, пусть и многослойные, но символические: черные с красным у Монтекки и черные с белым у Капулетти,  напоминают о другом конфликте знати — войне Алой и Белой розы в Англии.

Обретут ли Антонио и Розалина счастье и закончится ли этим наконец застарелая вражда двух семейств? Спектакль «Любовь. Чума. Верона» не раскрывает все карты, финал остается открытым, но преисполненным надежды на счастливую судьбу для всех любящих и любимых. 

URL List