«К этому я шла полтора года». Елизавета Фролова и её мюзикл на жестовом языке «Лорелея. Дева Рейна»

Мюзикл на жестовом языке – жанр новый и непривычный для зрителя. К нему Елизавета Фролова – автор идеи, руководитель и продюсер проекта «Лорелея. Дева Рейна» – шла полтора года, и путь этот был непростой. Мы поговорили с Елизаветой, чтобы узнать подробности.

Елизавета Фролова. Фото: Таисия Валюженич (предоставлены пресс-службой проекта)

Кто был первым идейным вдохновителем мюзикла на жестовом языке?

Началось всё с моего шоу-коллектива жанра мюзикл «Talany», который очень быстро рос и развивался. Я писала много грантовых заявок, и первый конкурс, в котором я поучаствовала, стал конкурс на фестивале «Таврида. Арт». Тогда я не выиграла, но познакомилась с Екатериной Кононенко, жестовой певицей, сурдопереводчицей, носителем жестового языка. Она на фестивале выступала с жестовым пением. Мне сразу показалось это интересным.

Катя, узнав, что у меня свой мюзикловый коллектив, предложила сделать социальный проект – мюзикл, в котором будут играть люди с разными видами инвалидности. Она объясняла мне, что глухие могут петь и танцевать, если из зала им будут показывать ритм, слепые могут танцевать, если их будут сопровождать по сцене, колясочники могут петь и танцевать на колясках. Я слушала ее и понимала, что не готова к такой ответственности. Но сама идея социально значимого мюзикла не выходила у меня из головы. И жестовое пение самой Кати тоже.

Екатерина Кононенко. Фото: Таисия Валюженич (предоставлены пресс-службой проекта)

Тогда я стала много думать и писать проекты. Моя мечта была в том, чтобы коллектив «Talany» сделал ценный с художественной и социальной точки зрения спектакль, чтобы в России появился отечественный мюзикл с глубоким смыслом и высокой моралью. Потому что сейчас это абсолютно недооцененный жанр, на который не любят ходить театральные критики, потому что считают его поверхностным. А мюзикловые проекты в России в основном – франшизы зарубежных проектов или просто спектакли с подбором существующих песен. Я хотела изменить это силами своего коллектива.

Тогда у меня родилась идея мюзикла, в котором именно мюзикловые артисты будут сами синхронно переводить все свои слова на жестовый язык. Основной предмет искусства в мюзикле – это музыка, и артисты должны профессионально петь. Я не могла поставить глухих артистов на роли, потому что они не поют. Зато я могла пригласить Катю, чтобы обучить артистов жестовому языку. Поначалу мне казалось, что я безумная. Выучить с артистами целый спектакль на незнакомом для них языке, чтобы это не мешало актерскому мастерству и пению, вплеталось в хореографию и было понятно глухим зрителям – это казалось чем-то на грани фантастики.

Для такого проекта мне важно было написать авторскую музыку и пьесу, чтобы такой мощный проект не застопорился на этапе приобретения авторских прав и был полностью уникален, чтобы мы могли распоряжаться им, как хотим: участвовать в любых театральных фестивалях, играть его в любых театрах, ездить на гастроли, самостоятельно устанавливать ценообразование на билеты, широко рекламировать его.

Коллектив «Talany». Фото предоставлены пресс-службой проекта

В итоге роли в проекте «Лорелея. Дева Рейна» исполняют ваши артисы из «Talany»?

Начнем с того, что проект я задумывала для развития коллектива «Talany». Мы с артистками коллектива получили высшее образование по направлению «мюзикл», учились на одном курсе и занимаемся этим жанром профессионально. Для меня было важно, чтобы коллектив не ассоциировался просто с красивыми девочками на мероприятия, потому что для такого уровня не нужно высшее профильное образование.

Мне важно, чтобы коллектив имел хорошую репутацию и уважение коллег. Мы придерживаемся концепции «креативной семьи», которая активно развивается в сфере event-индустрии, медиа-пространстве и музыкальном театре. Я очень надеюсь, что в ближайшие годы название «Talany» будет у всех на слуху. Для этого мы в рамках развития коллектива делаем разные проекты помимо музыкальных шоу и шоу-номеров на мероприятия: сняли скетч-сериал из 8 серий, часовое шоу на YouTube, а сейчас я выиграла гранты и привлекла спонсоров для постановки полномасштабного спектакля.

Сейчас коллектив «Talany» задействован в мюзикле «Лорелея. Дева Рейна» абсолютно на разных ролях: Кристина Соколова – Лорелея, Дария Рубина – Перлита, Ксения Артемьева – Чи-Чи, Кристина Шишкина и Ольга Захарова – артистки ансамбля, Ксения Мулина – ассистент режиссера. Каждая участница коллектива «Talany» вносит вклад в развитие проекта, даже те, кто не исполняет ведущие роли в спектакле, в этом и есть наша концепция «креативной семьи». Мы трудимся вместе на благо коллектива. И каждая участница помогает, чем может.

Мюзикл «Лорелея. Дева Рейна». Фото предоставлены пресс-службой проекта

В феврале 2023 года коллектив «Talany» стал генеральным спонсором проекта «Лорелея. Дева Рейна». Это забавно, но факт. Когда масштабы проекта «Лорелея. Дева Рейна» резко увеличились, и потребовалось много дополнительного финансирования на PR и рекламу, до премьеры оставалось 3 месяца. Согласование бюджета с крупными компаниями занимает от полугода до года. Поэтому мы приняли решение вложить в спектакль 2.000.000 рублей из бюджета коллектива, который за полтора года заработали своими выступлениями, шоу, гастролями, концертами. Надеемся, что сможем компенсировать это с продажи билетов. Но если нет, мы к этому готовы – наберемся опыта для следующих проектов, будем заниматься поиском спонсоров заблаговременно и закладывать больший бюджет.

Сложно практически с нуля собрать команду театрального проекта?

С проектом жестового мюзикла я подавала заявки на разные грантовые конкурсы на протяжении полугода. Шла неудача за неудачей, но я продолжала пробовать. И, когда почти отчаялась, вышел приказ и победителях грантового конкурса, в котором я нашла, наконец, свое имя. К тому моменту я лишь знала, что буду ставить этот спектакль на коллектив «Talany» и что я хочу делать его с Екатериной Кононенко! Больше в команде на момент победы в конкурсе не было никого. Но коллектив «Talany» на тот момент плотно сотрудничал с режиссером Александрой Кондрашовой: она писала нам сценарии для 6 музыкальных шоу и режиссировала их, а также мы играли у нее в мюзикле «Ех-королевы». Я рассказала ей о победе в гранте и предложила написать пьесу и поставить спектакль. Она согласилась, и в мае 2022 года мы втроем начали формировать всю команду.

Хореограф-постановщик Денис Айзин каким-то чудом присоединился к нам сам. Я выложила пост о победе в конкурсе, и он в комментариях спросил, нужен ли нам хореограф. Так он попал в команду. Труднее всего было найти композитора. Изначально мы начали работу с одним человеком, но ему потребовалась помощь мелодиста. В октябре мы пригласили в команду Анну Орлову, которая впоследствии стала полноценным композитором и музыкальным руководителем мюзикла.

Ну и, конечно, каст артистов – когда после «летних каникул» режиссер принесла мне сценарную заявку с 14 действующими лицами, три из которых мужские, я поняла, что это уже не будет самостоятельный проект коллектива «Talany», и мы провели открытый кастинг, по которому в январе 2023 года сформировали команду артистов.

Кастинг. Фото предоставлены пресс-службой проекта

Позднее всего я сформировала административную команду. До последнего я была уверена, что сделаю всё сама – привлеку средства на постановку, сделаю костюмы, декорации, закуплю рекламу, продам билеты, но, когда в январе, помимо первого гранта, у меня еще появился крупный спонсор и несколько больших партнеров, а общий бюджет проекта приблизился к 10.000.000 рублей, я поняла, что недооценила помощь, которая мне нужна в организации.

Тогда я привлекла бухгалтера, ассистента режиссера, второго продюсера, двух контент-мейкеров, двух маркетологов, PR-агентство, дизайнера и фандрайзера. Это до меня, конечно, поздно дошло, но в следующих проектах я сразу буду знать важность не только творческой, но и административной команды.

О чем ваша «Лорелея. Дева Рейна»?

Вот что об этом говорит Александра Кондрашова, драматург и режиссер-постановщик: «Эту историю я скорее не выбрала, а сотворила. Изначально, задумавшись о сюжете, я решила выбрать знакомую людям историю, и в голову пришла идея о сказке «Русалочка» Г.Х. Андерсена.  Жертвенность и сила воли героини, ее познание другого мира тактильно и визуально, но не вербально – все это очень цепляло! Но я решила изучить откуда же берет свое начало и «Русалочка». Так и была найдена легенда о прекрасной Лорелее и множество ее авторских интерпретаций. Мы сделали свою! И в нашей истории мы тоже говорим о любви, но, на мой взгляд, самой ценной в жизни каждого человека – о любви в семье, о самых крепких, но порой сложных отношениях. Имя и место действия сохранены, сюжет ближе к шедевру Андерсена, а герои уникальны. В самом конце мюзикла можно будет увидеть отсылку к оригинальной легенде, но раскрывать всех карт не будем!»

Александра Кондрашова (режиссер) и Анна Орлова (композитор). Фото: Таисия Валюженич (предоставлены пресс-службой проекта)

Планируете ли вы гастролировать с этим мюзиклом?

Конечно, это главная задача по развитию проекта после премьеры! Потому что мы считаем, что глухие и слабослышащие люди со всей страны должны увидеть этот спектакль. И слышащие ценители театра должны посмотреть эту постановку, меняющую мир мюзикла и музыкального театра. Мы должны понимать, что мюзикл «Лорелея. Дева Рейна» действительно задает новую точку отсчета в музыкальном театре. Глухой зритель может прийти в музыкальный театр наравне со слышащим, понимать смысл, смотреть музыку, социализироваться, получать эстетическое удовольствие – это невероятное событие для нашей страны. И это делаем мы – свежая, профессиональная, искренняя команда с горящими от восхищения своей работой глазами.

URL List