С книжных страниц… Балет «Щелкунчик», МАМТ

Огромная бутылка шампанского, гигантская детская книга, весёлые зимние забавы, порхающие неутомимые снежинки… Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (МАМТ) под новый 2023 год выпустил новую постановку легендарного балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Юрия Посохова. Сюжет балета отсылает зрителей к рождественской сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» во французском варианте Александра Дюма, дарит чудесное настроение взрослым и детям, а ряд вещей постановщики МАМТ решили весьма нетривиально.

Фото: Карина Житкова

Известная сказка в прямом смысле сходит на театральную сцену с книжных страниц: сценограф Полина Бахтина придумала декорацию в виде книжки с выпадающими иллюстрациями, которые задают тему того или иного эпизода. Стоит перелистнуть страничку, и изменится место действия, появятся новые герои и необычный реквизит: всё решено в гротескно-игривом стиле – будь то необъятная гора детских подарков, неохватный шкаф с игрушками или исполинская бутылка шампанского. Здесь люди порой теряются под напором вещей, а игрушки, наоборот, перерастают людей и готовы предъявить свои права на этот мир.

Фото: Карина Житкова

Однако хороводы здесь водят не вокруг рождественской ёлки, а вокруг майского дерева (шест с привязанными к нему развивающимися цветными лентами)! Мистических настроений добавляют сходящие с видеопроекций знаки зодиака и далёкие таинственные звёзды (видеограф – Сергей Рылко). Но веселье и задор гостей семьи Штальбаум безграничны, танцы постепенно всё больше уходят в акробатику, наполняясь поддержками и шпагатами. Некоторые приглашённые так устанут, что будут еле-еле волочить ноги домой, а кто-то даже не заметит соскользнувшего с саней умаявшегося ребёнка.

Фото: Карина Житкова

Атмосфера праздника отступит, чтобы уступить место сну Мари (Наталья Сомова), ужасному и прекрасному, где она встретится и с отвратительным мышиным войском с отталкивающими физиономиями и мерзкими хвостами (художник по костюмам – Сандра Вудалл), и с обворожительным Принцем (Денис Дмитриев), и с лёгким чувством влюблённости. Можно бесконечно смотреть на па-де-де Принца и Мари, её многочисленные фуэте, высокие прыжки Принца, обворожительные воздушные поддержки. Любовь, сказка, жажда жизни, воплощение мечты в реальность… Всё то, о чём мечтает каждый, сквозит со сцены и вселяет веру в светлое будущее.

Фото: Карина Житкова

Безусловно, украшают спектакль виртуозные дивертисменты во втором акте. Здесь и незабываемый огненный испанский танец (Валерия Муханова, Ольга Сизых, Иннокентий Юлдашев), и лирическая пастораль курочки (Дина Левин) и петушка (Джошуа Трия) с вылупляющимися цыплятками, и арабская история с выползающей из сосуда под музыку змеёй (Анфиса Ощепкова, Евгений Поклитарь, Джона Кук, Ильяс Абдулин), и лихой заводной русский танец (Анастасия Ершова, Елизавета Щедрина, Юрий Выборнов, Александр Селезнёв)…

Фото: Карина Житкова

Жемчужинами спектакля становятся вальс снежинок и вальс цветов. Первый с одной стороны усиливает новогоднюю сказочную обстановку, с другой – отражает сумбурный внутренний мир главной героини, которой ещё предстоит повзрослеть. Вальс же цветов – воплощение молодости, энергии, ребячества, быстрого взросления. И финальная сцена, где смотрящую в шкаф с игрушками Мари обдувает ветер перемен, становится немножечко грустной: ведь детство прошло. Но Мари уже манит новая жизнь: неизвестная, но чудесная.

URL List