Молодым всегда хочется большего. Даже если они уже служат в репертуарном театре, снимаются в кино, имеют определённый уровень востребованности и узнаваемости. Всё равно душа ищет возможности высказаться независимо, ярко, о своём.
Именно так воспринимается спектакль сообщества, носящего философское название «Сначала театр – театр с начала». Основатель и руководитель проекта – молодая актриса и режиссёр Екатерина Королëва – выбрала для старта своего театра не совсем сценическую вещь: повесть Александра Куприна «Поединок». На сцену это произведение, конечно, просится и вполне укладывается в её игровое поле. Просто для того, чтобы был «сначала театр» необходимо перевести прозу в плоскость драматургии.
Тоскливая, будто запылëнная, словно улицы провинциального городка, жизнь пехотного полка вне активных военных действий. Офицерьë спивается, яро муштрует от скуки солдатню, конфликтует друг с другом, волочится за дамами. Единственное выразительное событие в череде одинаково серых, как ряд суконных шинелей, дней – официальное разрешение поединков в армии.
Молодой подпоручик Георгий (Юрий) Ромашов (Максим Метельников) находится в вялотекущей пикантной связи с «полковой дамой» Раисой (Зарина Бахтиева), но по-настоящему он очарован женой поручика Владимира Николаева (Сергей Тэсслер) Шурочкой (Надежда Бодякова). У Шурочки, которая отвечает подпоручику взаимностью, есть свои жизненные планы – она ждёт поступления мужа в академию, чтобы поскорее уехать из заштатной глуши в большой город.
В полку «сходят с ума» от безделья и отыгрываются на несчастном и беззащитном рядовом Хлебникове (Андрей Щипанов) пьяница-философ Назанский (Иван Можейко), жестокий капитан Осадчий (Евгений Бодяков), злобный ефрейтор Рында и безрассудный подполковник Рафальский по прозвищу Брем (Арсений Черепанов).
Юный, мечтательный Ромашов чувствует себя в этой компании, да и в суровых армейских буднях, весьма неловко и не на месте. Похоже, военная служба ему вовсе не по плечу. Он не умеет командовать, фехтовать, вести строем роту, им недовольно начальство и даже буфетчик не отпускает сигареты в долг. Молодому человеку казалось, что в армии он сможет спокойно заняться самообразованием, но пришлось заниматься выяснением отношений с дамами и их ревнивыми мужьями.
Романтичному и доброму герою претит солдафонская жестокость товарищей по службе. Он единственный, кто по-человечески пытается понять драму простого солдата Хлебникова, с которым его роднит трагическое неумение постоять за себя в подлых обстоятельствах жизни. Поединок с безжалостной действительностью проигрывают оба.
Спектакль пестрит разнообразием жанров, прежде всего музыкальных. Его неожиданный звуковой ряд сворачивает то к оперетте (в стиле «дайте ручку, фрау мадам»), то к романсовости, то вдруг взрывается рок-музыкой и «печатает» рэпом. Такое очевидное стремление приблизить к современной малочитающей молодой публике ненасущные для неё будни и проблемы полковой жизни вековой давности, к сожалению, полностью разрушает хрупкую атмосферу купринского текста. В то же время, если отстраниться от великой прозы, сохраняя сюжетную основу и выстраивая на представленных автором характерах внутренний план спектакля, то получается самостоятельное произведение с собственной структурой, аурой и опорой на вневременную проблематику.
Эта работа, несомненно, делалась с любовью. Для того, чтобы «применить свои могучие силы», молодые творцы выискивают не только необычные художественные и сценографические средства, вроде многофункциональной двухуровневой солдатской кровати, но и прибегают к классическим приёмам актёрского мастерства. Проходных ролей в этой постановке не увидишь, каждый из актёров находит верную нотку для характеристики своего героя. Роль рядового Хлебникова – сама по себе беспроигрышна в плане зрительского сочувствия, но невозможно не отметить драматическую эффектность образа, который создаёт Андрей Щипанов, точно попадающий в стиль и эпоху автора повести.
Рефреном всего спектакля, его внутренней осью, является короткая и ёмкая фраза Ромашова: «Хлебникова жалко!» Интонационно она произносится Максимом Метельниковым с удивительной достоверностью, когда голос его героя обретает глуховатость, а взгляд говорит о полном переломе сознания. Тропа действия подходит к обрыву, за которым – поединок. С собой, с противником, со всеми, с миром? Этот вопрос предстоит решить зрителям самостоятельно.