16 марта в театре «Школа драматического искусства» состоится премьера спектакля «Чайка» в постановке Павла Карташева.
В основе постановки – текст первой авторской редакции комедии А. П. Чехова. Он отличается от канонического точностью прописанных персонажей и их взаимоотношений. Это крайне необходимо для постановки именно комедии в чеховском понимании этого слова, когда происходящее на сцене и смешно, и грустно одновременно.
Благодаря гостеприимству театра, мы заглянули на репетицию и поговорили с участниками постановки.
Павел Карташев (режиссер)
Для меня это сакральный текст, судьбоносный, кармический в полном смысле этого слова. Я ставил «Чайку» дважды, впервые в Театре Романа Виктюка, у которого я учился в ГИТИСе (премьера была на Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова по личному разрешению О.П. Табакова).
Все участники любой «Чайки» в мире претерпевают изменения личностного плана, возможно и не понимая этого до конца. Путь художника – писателя, режиссера, актера – это путь сталкера в зону своего подсознания, где подчас божественное вдохновение мешается с дьявольскими страстями. Как пройти по этому пути, особенно молодому поколению творческих людей? Каково предназначение искусства, какова природа его? Чехов ставит эти вопросы в «Чайке» и отвечает на них.
Прежде всего это комедия, новаторская комедия абсурда. Гениальное новаторство Чехова-драматурга особенно явственно проявляется в наше время, когда деградация считается прогрессом (инверсия по Генону). Метафизическая комедия – так «Чайку» не ставил никто. Эта пьеса до сих пор самая неразгаданная, нерасшифрованная. Дело в том, что такие тексты просто так на Землю не приходят. «Чайка» отчасти написана, отчасти продиктована. Это как теория относительности или теория струн по отношению к законам Ньютона – также и «Чайка» по отношению к остальной мировой драматургии, к подавляющей ее части. Такой же степенью проникновения в суть театра, которому более 5000 лет, обладает «Гамлет» Шекспира. А «Чайка» является пародией на «Гамлета»…
Два моих предыдущих опыта постановки «Чайки» были по сути творческой мастерской, лабораторией, своего рода репетицией постановки в Большом зале Мейерхольда Сцены на Новослободской Театра «Школа драматического искусства» (Мейерхольд был первым исполнителем роли Треплева).
Ксения Руденко (хореограф)
Как только я прочитала целиком пьесу в первой редакции, у меня сразу возникло множество идей, появились пометки в распечатанном тексте, и я написала композитору Аркадию Черкашину, чтобы поделиться мыслями и получить обратную связь. Вообще связка хореографа и композитора очень важна, и это удача, когда они совпадают во мнениях и направлениях, в этот раз так и получилось! Хотя взгляды людей на недосягаемую «Чайку» Чехова могут очень сильно расходится. Так началось мое знакомство со спектаклем…
Я представляла себе разные способы пластических решений идеи пьесы. Человек-чайка, чайка из рук, было достаточно много вариантов, постепенно нашлись нужные позы, движения. Также эволюционировала работа с предметами: медальон, книга, табакерка, букет цветов. В какой-то момент решили с режиссером спектакля Павлом Карташевым поэкспериментировать с их пластическим воплощением, получилось интересно, местами забавно. Это был действительно увлекательный поиск «новых форм» и необычных движенческих решений.
Настасья Кербенген (исполнительница роли Аркадиной)
Аркадина – яркая женщина. Она сама любовь, любит страстно жизнь, театр, семью. Истинная актриса, отдает искусству всю себя, азартна, амбициозна, время уходит, нужно все успеть попробовать. Она любит Костю, но чувствует свою вину перед ним. Они не понимают друг друга. Аркадина искренне не понимает почему взрослый парень ничем не занимается, не работает, только страдает и философствует. Она привыкла держать себя «в струне», все, чего она достигла это результат многолетнего упорного труда. Мы забываем, что Косте 25 лет. То, что он ведет себя как подросток, раздражает и огорчает Аркадину. Это ее неудача. Хочется видеть рядом взрослого мужчину и гордиться им. Аркадина решительна, уверенна в себе, лишь деятельный человек заслуживает ее уважения. Если тебя так легко обидеть, сбить с толку, как ты вообще собираешься вступить на путь искусства? На этом пути ждут не только ромашки, там и придирчивые критики, и скучающие зрители, и недоброжелатели, те кто будет тебя бесконечно ранить. Слабый человек сразу ломается, добиваются успеха только самые стойкие. Это больше про характер, талант плюс характер. Но она все же верит в Костю. Я уверена, что несмотря на то, что она говорит в 4 действии, она, конечно, читала все его сочинения, в душе гордится им и ждет, когда он добьется успеха, правда не может в этом себе признаться.
Анна Чепенко (исполнительница роли Заречной)
Мне во многом близка Нина Заречная, но ее главная ошибка, по моему мнению, – одержимость известностью и славой. Она буквально бредит сценой, и, при всех способностях, ее взгляд на жизнь и профессию весьма однобок. Нина считает, что, вступив на подмостки, сразу обретет успех и признание, но это не так. И это очень опасная наивность, тем более для такого человека – порывистого, эмоционального, готового отдать все за свою мечту. Чрезмерный фанатизм, даже с благими намерениями, очень опасен. В таком состоянии человек может разрушить и дело, и свою, и чужую жизнь. Я не уверена, что Нина вообще понимает в какой ситуации оказалась, даже в финале. Здесь большую роль и играет эгоцентризм, в том числе юношеский. Нину кидает из стороны в сторону и, конечно, нельзя сказать, что она не любила Костю и использовала Тригорина, скорее одержимость мечтой, которую она себе придумала, затмила реальность, и все сложилось в такой исковерканный, трагический пазл. Внутри моей героини, как и во многих из нас, живет ребенок, вечно требующий всего и сразу: внимания, отношения, звания. И если этого внутреннего ребенка вовремя не приручить, не воспитать, можно просто сгореть и разрушить свою судьбу.
Вадим Дубровин (исполнитель роли Треплева)
Константин Гаврилович, на мой взгляд, пытается существовать театрально, из-за этого его поведение и переживания кажутся гипертрофированными. При этом внутри он очень ранимый человек, тонкой душевной организации. То, чего ему не хватало в детстве (любви, общения) он перенес во взрослую жизнь, и уже во взрослой жизни пытается, как в детстве, доказать матери свою значимость. Свой спектакль он ставит исключительно для нее, пытаясь обратить внимание на то, что он тоже человек искусства и они могут существовать на одной волне. Это – его последняя надежда, хотя слова Аркадиной о том, что она за два года так и не прочитала сочинения сына, говорят о том, что он уже точно не добьется любви. Но эта любовь ему необходима, как воздух. Внутри Треплева сгусток боли, которую он пытается не транслировать, но все равно, когда внутри очень сильно болит, ты пытаешься внешне как-то прикрыться обстоятельствами, поведением, но наступает момент принятия мысли, что так невозможно жить дальше, либо что-то менять, либо уходить, и он выбрал уйти.
Андрей Харенко (исполнитель роли Тригорина)
Тригорин бесконечно влюблен в свое дело, он фанатик, работает непрерывно, и он успешен. Но, несмотря на то, что его считают состоявшимся писателем, все равно внутренне не успокоен и стремится к совершенству. Мне кажется, он способен влюбиться, но не может стать семьянином. Всегда на первом месте в его жизни будет творчество, не всякая женщина это выдержит. Любовь и страсть к работе пересилит все остальное. Он может уделять внимание женщине пока она дает ему то, что ему нужно, топливо для творчества, как только отношения иссякают, он будет искать новое вдохновение.
Ему, как всякому творческому человеку, который что-то делает и подвергается критике, хочется, чтобы его еще и хвалили, и говорили какой он гениальный, талантливый, и отмечали что он достиг новых вершин в своем творчестве. Нина и Аркадина дают ему эту подпитку, и это имеет для него большое значение. При этом, Тригорин – человек сомневающийся, внутри него – бездонная пропасть, куда сколько не вливай похвал и признаний, этого всегда мало. Ему нужно еще и еще для подпитки, для уверенности в своем таланте.
Фоторепортаж с репетиции спектакля