С искусством прошлых веков все более-менее понятно: в Лувре обязательно нужно посмотреть на «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, Венеру Милосскую и Нику Самофракийскую, в Эрмитаже стоит непременно увидеть «Мадонну Бенуа» того же да Винчи, «Данаю» Тициана и «Возвращение блудного сына» Рембрандта — шедевры, настоящие жемчужины в музейных коллекциях, их статус и ценность ни у кого не вызывают сомнений. Что же до искусства современного, то здесь ситуация не столь однозначная. Более всего это напоминает сцену бесконечных баталий между поклонниками совриска и его яростными хулителями, считающими произведения дня текущего не более чем мазней, коммерческим проектом, который так же далек от эстетики прошлого, как Земля от Луны.
Как всегда, на помощь приходят книги. Они помогут разобраться в феномене современного искусства, расскажут об истории его возникновения, ключевых персоналиях и, что самое главное, дадут ключ к понимаю известных арт-объектов. Так что после прочтения авторитетной литературы некоторые из них, возможно, уже не будут вызывать чувство стойкого отторжения у тех людей, кто с совриском на «вы». А для знатоков и прочих интересующихся нонфиком на эту тему книжные новинки станут верным подспорьем, чтобы вспомнить забытые факты или узнать нечто новое.
«Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»
Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит, Розалинда Краусс, Хэлл Фостер
Если вы любите глубокое погружение в тему, то эта книга для вас. На сегодня ее можно считать одним из главных трудов, переведенных на русский язык, который представляет собой исчерпывающий взгляд на историю искусства XX — начала XXI века. В 122 главах авторы в хронологическом порядке повествуют о самых важных периодах и ключевых произведениях, выставках и исследованиях, после знакомства с которыми пытливый читатель сможет претендовать если не на роль эксперта, то, как минимум, знатока.
«Краткая история современной живописи»
Герберт Рид
Если у вас нет времени читать «Искусство с 1900 года…», то книга английского историка искусства Герберта Рида (1893–1968) станет надежным источником, который в лаконичной и доступной форме познакомит с основными направлениями и тенденциями в европейской и американской живописи XIX-XX веков. Автор довел повествование до 1950-х годов. Впоследствии оно было дополнено главой, посвященной следующей за абстрактным экспрессионизмом новой вехой в современном искусстве.
Роузли Голдберг
Современное искусство — это не только живопись и скульптура, но также инсталляции, диджитал-арт и, конечно, перформанс. Что это за направление такое? Если вы слышали только о Марине Абрамович, книга Голдберг откроет вам много новых имен: от пионеров жанра, футуристов и дадаистов, до Ива Кляйна, Лор Андерсон, Маурицио Каттелана и других.
«Фотография как современное искусство»
Шарлотта Коттон
Фотография, бесспорно, является неотъемлемой частью современного искусства. Вместе с усовершенствованием техники эволюционировали и сами художественные эксперименты. На примерах работ двухсот с лишним фотографов, среди которых Софи Калль, Иза Генцкен, Джефф Уолл, Валид Бешти, Лукас Блалок и Джейсон Эванс, вы узнаете о важных этапах в истории арт-фотографии и современных тенденциях.
Кира Долинина
Арт-критик, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге и журналист Кира Долинина на протяжении многих лет, начиная с 1993 года, вела колонку в «Коммерсанте» о самых интересных событиях в мире искусства, главным образом о выставках, которые проходили в Москве и Петербурге. В этой книге собраны ее статьи разных лет, разбитые на категории. Из нее можно узнать не только о признанных мастерах прошлого, от Рембрандта до Дега и Мане, но и об известных художниках нашего времени — Кабакове, Мамышеве-Монро и многих других. Параллельно с чтением полезно будет посмотреть в Интернете работы упомянутых мастеров.
«Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться»
Эрлинг Кагге
Взгляд на современное искусство с позиции преданного коллекционера, глубоко погруженного в любимое дело. Норвежец Эрлинг Кагге на страницах своей книги делится с читателями мотивациями, которые привели его к идее приобретать произведения современных художников (по большей части, скандинавских, но и не только). Он также рассказывает о процессе выбора работ, взаимоотношениях с галереями и тонкостях покупки арт-объектов. Если вдруг захотите начать собирать свою коллекцию, располагая небольшим количеством денег, его советы могут пригодиться.
Терри Смит
Еще один взгляд со стороны, на сей раз известного историка искусства, художника и арт-критика Терри Смита. В сборник вошли расшифровки интервью, которые он брал у наиболее влиятельных кураторов современности — от Джермано Челанта до Бориса Гройса. Эта книга поможет узнать о том, что остается «за кадром» выставочных проектов — от идеи до непосредственного воплощения, а также и о тенденциях, которые влияют на состояние совриска в наши дни.
Автор Юля Измайлова