Иммерсивный эксперимент, танцевальный перформанс, мюзикл, стендап, «стереодрама» и настольная игра, театр кукол, театр вещей, документальный театр, традиционный театр с «четвертой стеной» — фестиваль для подростков «В смысле?!», который прошел в Петербурге в дни школьных каникул, оказался настоящим калейдоскопом жанров и форм.
Программу составили спектакли для тинейджеров по современным текстам из Архангельска, Калуги, Екатеринбурга, Перми, Рязани, Москвы, Тюмени, Петербурга, а также лаборатории со старшеклассниками («Актовый зал») и учителями («Педсовет»), «Книжная программа» из 20 интервью о выборе профессии и конференция «Театр и школа: форматы сотрудничества» в рамках Петербургского международного педагогического форума.
В подборке нашлось место размышлениям о прошлом и будущем: в интерактивной инсталляции «Дым» про детство в блокадном городе и «Single: один на Луне» про покорителя космического пространства в поисках родственной души. И, конечно, о настоящем взрослеющего ребёнка.
О его знакомстве со страшным — например, смертью в «Поцелуе Ируканджи» Архангельского молодежного театра. О его встрече со сложностями взрослого мира — как в «Море.Звёзды.Олеандр» рязанского Театра на Соборной, который ставит перед героиней вопросы вины, ответственности и судьбоносного выбора. О том, как он видит взрослых, и его борьбе за автономность, как в «Принце в корзине» «Театрального проекта 27». О том, как взрослые видят его — как в лабораторном «Педсовете», основанном на личных историях педагогов Санкт-Петербурга.
В некоторых спектаклях тинейджеры участвовали сами: так, «Крысолова» об отказе детей жить по лицемерным правилам взрослых режиссёр Дима Крестьянкин поставил в рамках проекта «Театральный дом» с подростками с опытом сиротства. А лаборатория с «Котом Бр*дского» дала возможность детям без художественных иносказаний и обиняков рассказать со сцены о том, что их волнует, пугает, радует — от недовольства своей внешностью до профориентации, от отношений с родителями до ответа на сакраментальное «симпл-димпл или поп-ит?».
Некоторые из спектаклей-частников программы были обращены исключительно к детям — как спектакль-настолка «Театрального проекта 27» «Краш в сердце». Но большинство были актуальны для зрителей любых возрастов. Как вроде бы совсем малышовый «Single: один на Луне» Типа театра с роботами и трогательным кукольным космонавтом, который дети смотрели про дружбу и забавную собаку, а взрослые — про одиночество и надежду. Или совсем не детский «Это тебя касается» калужского Инновационного театра балета ИКЦ о всевозможных прикосновениях — от ласковых и желанных до тяжелых и неприятных. В удивительном интерактивном формате с озвученными движениями и магией дистанционного управления светом он напомнил каждому из присутствующих кое-что о телесности и тактильности, одинаково ценное что в 9, что в 99 лет.
Большинство показов заканчивались обсуждениями, на которых модераторы создавали очень тёплую и комфортную атмосферу — так, что впечатлениями, размышлениями и выводами делились и дети, и родители, и актеры, и создатели спектаклей. Маленькие зрители активно включались в диалог и помогали взрослым разглядеть больше — так вышло, например, с музыкальным оформлением и финальной сценой «Принца в корзине».
Иногда на этих встречах удавалось узнать что-то важное и интересное про только что увиденное — например, после «Single: один на Луне» режиссер Алена Волкова рассказала, что тяжело переживала распад дуэта Daft Punk, — и ее спектакль о дружбе сразу заиграл более яркими оттенками.
И всегда обсуждения помогали продлить ощущение, что особенно пошло, например, проникновенному и эмпатически заряженному «Это тебя касается». Участники беседы, к которой присоединились режиссер, хореограф и несколько актеров, передавали из рук в руки клубок из ниток, выполнявших в спектакле роль энергетических нитей, связующих всех со всеми. И говорили о своих эмоциях, и благодарили — причем не только словесно, но и пластически.
Пожалуй, эту метафору связующей нити, делающей возможным искреннее общение, можно распространить на весь фестиваль. Потому что его формальное и тематическое разнообразие хоть и отодвигало иногда тему подросткового театра на второй план, но в целом было о том, что подростки — это в первую очередь люди, а каждому взрослому когда-то было 13-15-17 лет. Лучшей отправной точки для конструктивного диалога поколений и не придумаешь.