Две сестры живут в доме с мезонином… Об этом новый спектакль Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) «Две сестры», который выпустила режиссёр Елена Павлова на сцене на Соколе. Не смотря на ассоциации с чеховской драматургией, зритель не встретит там стремлений переехать в Москву, надежд на светлое будущее или крутой жизненный поворот. В спектакле по пьесе Ирины Васьковской «Русская смерть» представлена картина безмерной русской тоски, базирующейся на тотальном непонимании, сплошных разочарованиях, невозможности оттолкнуться от дна и начать новую жизнь.
Надя (Ирина Молева) и Валя (Мария Репина) живут в дачном доме, в котором вот-вот рухнет потолок, где-то в небольшом посёлке, полном асоциальных элементов. Они продали квартиру в городе, чтобы осуществить мечту Вали о путешествии в Венецию. Поездка радости не принесла, а возвращение стало историей выживания, в которой ежедневно нужно находить деньги на продукты, дрова и гипотетический ремонт покосившегося дома.
Его интерьер создан на сцене ЦДР, беспощадно обнажая беспросветность (художник – Анна Комарова). Модные в 1980-х фотообои, межкомнатные двери со стеклом из типовых советских квартир, «хрустальная» люстра, которую проще выбросить, чем вымыть, стоящее посреди комнаты эмалированное ведро, предназначенное то ли для сбора воды из протекающей крыши, то ли банально для мусора… Надя и Валя поселились словно в музее страны, которой больше нет, и влачат жалкое существование, одеваясь в наряды из той же эпохи: блестящие платья с дискотек 1980-х, бесформенную каракулевую шубу, связанные своими руками шерстяные носки…
Валя старше Нади на несколько лет, но они как из разных поколений. Валя взяла на себя роль родителя, переживающего за судьбу Нади, но совершенно не приспособлена к меняющейся жизни: укрываясь от реальности в чтении и беседах с прикормленными воронами, не понимает, как заработать денег или где можно встретить приличного мужика. Наде чужд назидательный тон Вали, она ещё барахтается в море житейских противоречий, что-то зарабатывая и развлекаясь на днях рождения подруг, где иногда можно с кем-то познакомиться. Сестры монотонно повторяют одно и то же, но им не суждено быть услышанными друг другом: одна так и будет нервно ждать задерживающуюся неизвестно где сестру, вторая будет уходить на вечеринки, не предупреждая.
С одной из них Надя возвращается с Алексеем (Дмитрий Мухамадеев), которого вместо хозяек дома интересует свободный диван, где можно прекрасно выспаться. Его появление вносит сумятицу в привычный распорядок сестёр, они решают, что непременно нужно сходить за шампанским, однако местный гастроном может предложить лишь водку. Пробудившийся Алексей находит общий язык с Валей, их разговор навевает скуку на Надю, и она решает сходить за охлаждающейся водкой, чтобы повернуть русло беседы в другую сторону, но по пути решает прилечь и засыпает.
Между тем оказывается, что у Вали и Алексея много общего: интересуют одни и те же книги, оба предаются грёзам о несостоявшихся отношениях, оба мысленно общаются с вымышленными любимыми, оба недовольны своим настоящим, но оба плывут по течению, из страха, не делая попыток что-то изменить в своих жизнях. Первым душевность беседы осознаёт Алексей и пугается возможности ступить на дорогу перемен. Случайное попадание в этот дом не входило в его планы, а стало стечением обстоятельств под влиянием алкоголя, и в нём он снова ищет спасения, восклицая: «А где Надя? Она ведь пошла за водкой, и ни её, ни водки». Страх гонит Алексея прочь из этого дома, куда он вырвался из своего дня сурка, а сестрам приходится лишь недоумевать о причинах его бегства.
В этой драме трёх одиноких людей центральным становится одиночество Вали. Она выглядит свежее и моложе младшей Нади (намёк на то, что книги полезней вечеринок), она серьёзней смотрит на сложившуюся жизненную ситуацию, но отчаяние сковало ей руки. Они не могут не только вцепится в случайно зашедшего в дом мужика, но не могут даже разогнать обнаглевших в конец ворон, которые представлены гигантскими птицами-музыкантами, способными Валю затоптать, и исполняющими тревожную, нагнетающую обстановку музыку (гитара – Денис Мосолов, аккордеон – Роман Туманов, бас-кларнет – Алексей Тучков). Отчаяние Вали столь велико, что хоть пойди и утопись (героиня и пытается сделать это в стоящей у дома бочке), но и страх смерти также силён, как и страх перемен. Под взгляды ворон только и остаётся продолжать жить эту жизнь.