«Сказка о царе Салтане», театр кукол С. В. Образцова

«Сказка о царе Салтане», театр кукол С. В. Образцова

В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут, крутится на сцене ось, действо кстати всем пришлось.

Фото: Александра Сиганова

Премьера в театре Образцова порадует и детей, и взрослых. «Сказку о царе Салтане», текст которой все мы знаем наизусть, режиссер Борис Константинов превратил в часовую фолк-рок-оперу. Шестеро артистов-игрецов водят кукол, поют, создают музыкальное оформление спектакля и исполняют роли как актеры. Получается праздник: красивый, шумный и без лишнего морализма.

Фото: Александра Сиганова

Особая магия кукольного театра заставляет верить: на сцене живые все. В постановке задействованы герои самых разных масштабов: и совсем маленькие фигурки размером с ладонь, и обычные куклы-петрушки, и большие деревянные фигуры, управляемые людьми, и сами артисты, которые даже не пытаются быть незаметными, а меняются ролями со своими куклами и равноправно живут в сюжете. Все герои органично сочетаются на сцене и дарят зрителям короткое, но яркое погружение в сказку.

Фото: Александра Сиганова

Музыка не имеет отношения к опере Римского-Корсакова. Свежая, с элементами народных песен, электрогитарой, оркестровыми колоколами и ксилофоном, она создает новый взгляд на сказку, по-иному раскрывает привычный текст. Прекрасные голоса исполнителей позволяют пропеть то, что не было сказано, и заводят зал аплодировать в такт.

Фото: Александра Сиганова

Насыщенная декорация создает сказочный антураж и удивительным образом подходит и живым, и деревянным артистам. В середине сцены крутящаяся ось, но на ней не жернова — деревянная бочка, в которой путешествует по морю царевич с матерью и живет весь двор царя Салтана, и телега, на которой с песнями едут герои. Остров Буян, где правит Гвидон, стоит на спине огромной рыбы с круглым глазом. Морские волны — огромные синие спирали во всю сцену — крутятся без устали. По ним проплывает то корабль заморских купцов, то Царевна-лебедь, то дядька Черномор и 33 богатыря с рыбьими хвостами. Купола церквей поднимаются над деревянными декорациями и над головами исполнителей. Большие гобелены с солнцем и луной обрамляют фон, добавляя сказке положенной эпичности.

Фото: Александра Сиганова

Белка-щелкунчик — звезда спектакля, отдельный номер, вставленный в самую середину. Она разгрызает орешки, а ядра оказываются мячиками. С их помощью артисты отбивают ритм и поют песню «Во саду ли, в огороде». За счет подобных музыкально-кукольных номеров спектакль включает в действие даже самых маленьких зрителей.

Фото: Александра Сиганова

Благодаря новой расстановке акцентов из дословно известной сказки удается сделать интригу. Что написали ткачиха с поварихой в подложном письме от царя? От кого Гвидон спас Царевну-лебедь? Почему богатырям обязательно возвращаться в море? Новая ритмика сокращенного текста обращает внимание на одни детали и совсем выпускает из вида другие. Из-за этого сказка может показаться урезанной и упрощенной, зато приобретает новое динамичное звучание.

Если вы хотите погрузиться в детство, посмотреть, с какой любовью делаются сегодня кукольные спектакли, или оживить для ребенка пушкинский текст, постановка в театре Образцова подарит вам ту самую сказку.