Молодой режиссёр Гульназ Балпеисова имеет солидный творческий багаж – за её плечами 12 спектаклей на театральных сценах разных городов и стран. Свой 13-ый спектакль Гульназ поставила на «Другой сцене» столичного «Современника» в рамках лаборатории «Хочу, как О.Н.» На пресс-конференции, посвящëнной лаборатории, которая в этом сезоне приурочена к 95-летию Олега Николаевича Ефремова, Гульназ рассказала о том, почему выбрала для «лабораторного эксперимента» именно рассказы Ивана Алексеевича Бунина. С этим автором у режиссёра давние отношения, потому что к прозе писателя она уже обращалась на протяжении учёбы в Театральном институте имени Б. Щукина в Мастерской Римаса Туминаса. Дипломной работой Гульназ Балпеисовой стала инсценировка рассказа И. Бунина «В Париже» из цикла «Тёмные аллеи».
«На данный момент обращение к Бунину ощущается мною как долгий роман, который БЫЛ, и ты чувствуешь это как внутренний долг», – объясняет Гульназ свой выбор.
В новой работе режиссёр, как обычно, говорит о любви. Проза Ивана Бунина предназначена для этого разговора, может быть, сильнее, больнее, живее, чем многие другие произведения. Гульназ идëт к ней проверенным путём, которым уже не раз пользовалась в своих спектаклях, основанных на произведениях литературной классики: она объединяет сквозной темой несколько рассказов автора, а персонажи этих произведений, попавшие в одно поле действия, свободно перемещаются из рассказа в рассказ.
С маленькими, ломкими, как недодуманная мысль и будто бы недописанными лирическими рассказами Бунина нужно обращаться бережно, без наскока, цветистости изображения, громких звуков. И автор спектакля показывает себя великолепным стилистом. Гульназ оставляет в стороне присущую её постановкам живописную иллюстративность мизансцен, которые, впрочем, выстроены виртуозно, вкрапляет в общий темно-коричневый фон метки алого, «даёт» эпоху через костюмы, причёски, музыку с одноимённым спектаклю романсом Александра Вертинского «Наши встречи случайны», пронизывающим действие.
Само действие подано в почти полном бездействии персонажей, отчего спектакль становится томительным и тревожным, каковой и была эмигрантская проза писателя: тонкой и изнемогающе-тоскливой, как скулëж брошенного щенка. Тоскливой, не значит скучной, просто самые «окаянные дни» жизни наступили именно тогда, когда герои стали вынужденными чужестранцами. Оттого и нахлынувшая любовь полнится воспоминаниями о былом, и миг счастья заканчивается, так и не продлившись. Немало пожившие люди точно знают обманчивую цену мгновения, которое короче вздоха. Истинное счастье кроется в сладости воспоминаний о нëм. Воспоминания продлевают мгновение и делают его бессмертным.
Судьбы героев рассказов «В Париже», «Мадрид», «Солнечный удар», «Ида», «Памятный бал» пересекаются где-то: то ли в парижском кафе, то ли отеле в «окаянные дни» эмиграции. Как неприкаянные они ходят из угла в угол, много пьют и жадно разговаривают, стараясь раскрыть друг другу самые заветные уголки души. В их рассказах и поведении сквозит внутренняя истерика. Она не до конца утешима даже тогда, когда озаряется неожиданным счастьем новой встречи. И вся бывшая жизнь представляется чередой шагов неуверенного приближения к этому истинному счастью, которое спорит с воспоминаниями о прошлом, потому что и в нём тоже всё было подлинным и настоящим. Каждая случайная встреча оставила свой след в душе, и каждая была мелькнувшим праздничным мигом, который не отпускает.
Спектакль о любви и одиночестве. Казалось бы, парадокс, ведь любовь для двоих, так при чëм тут одиночество? Автор словно предлагает зрителям задуматься о том, что нужно спешить радоваться даже в заведомой краткости счастья, потому что оно в любой момент может снова превратиться в одинокость буден.
Необходимо, но невозможно изжить память о прошлом, о молодости, об уже случившихся и прожитых некогда моментах похожего, но всё же иного счастья. Нужно успеть любить «здесь и сейчас», в данной точке географии, души, пересечении судеб.
«Современник» «подарил» Гульназ Балпеисовой уникальный шанс работы с великолепным актёрским ансамблем. Именно в нём режиссёр нашла звено, связующее её постановку с темой лаборатории «Хочу, как О.Н.» Когда-то Олег Николаевич сказал, что для него важно «режиссёрскую волю соединить с актёрской природой». В эту «живую природу» артиста он никогда не вторгался. Это позволило Гульназ Балпеисовой собрать в своём спектакле актёров, которые, по её словам, «прекрасно владеют психологическим, подробным способом существования на сцене». Сергей Юшкевич, Георгий Богадист, Евгений Шишкин, Марина Лебедева, Наталья Ушакова, Лара Чаклин и Евгения Курова действительно существуют в прозе Бунина с абсолютным пониманием времени, скорости происходящего, глубоких душевных отливов и приливов чувств и настроения.
Атмосфера спектакля «тонет» в нескончаемом дожде за окном, вызывающим озноб безнадёжности. Стоит ли погружаться в данное Богом непрошенное счастье, если оно уже когда-то было и его необратимый печальный конец давно известен? С таким вопросом обращаются режиссёр и актёры вслед за писателем к зрителям, которые, в свою очередь, спрашивают о том же себя.
Факторов для трагедии в жизни всегда больше, чем причин для счастья. Герои спектакля в его поисках «раскапывают» прошлую жизнь, тоскуют о несбывшемся, перечисляют ошибки и меланхолично раскрашивают пальму в кадке под берёзу.
Смотрящих спектакль обволакивает его вязкий ритм, тихие разговоры, взрывные моменты самых мучительных и будоражащих воспоминаний. Невольные аллюзии к собственной жизни и вопросы к самому себе возникают на фоне постановки также, как и при чтении рассказов русского классика. Это чуткое взаимопонимание между авторами – самая большая ценность спектакля. «Случайная встреча» двух творцов, их вдумчивый диалог, несомненно, заслуживают чуткого внимания зрителей.