«Человек предполагает, а Чехов располагает». В ШДИ исследуют юмор Антона Павловича

14 июля в театре «Школа драматического искусства» состоится премьера спектакля «Чехов в 3D» в постановке Евгении Тодоровой

Как известно, Антон Павлович Чехов был не только талантливым автором, но и весьма популярным мужчиной. Дамы не просто вздыхали на расстоянии, но и предпринимали активные действия, стараясь привлечь внимание писателя… Всех этих очаровательных женщин друзья Чехова между собой называли «антоновками». Многочисленные истории любви объединяло одно: какой бы сильной ни была страсть, Антон Павлович долгое время решительно избегал женитьбы. Конечно же, сомнения автора не могли не отразиться в пьесах, рассказах, письмах…

Команда спектакля размышляет о том, какими могут быть отношения между мужчиной и женщиной. Сильно ли они изменились со времен Адама и Евы или же все в целом осталось без изменений?

Благодаря гостеприимству театра, мы заглянули на репетицию и поговорили с участниками постановки.

Фото: Анна Смолякова

Евгения Тодорова (режиссер)

«Чехов в 3D» – это «Чехов в трех действиях». Название возникло в какой-то степени благодаря артистам, потому что после ввода Ильи Козина в «Рулетенбургъ», образовался замечательный дуэт Козин/Кузминская, и «Медведь» буквально возник сам собой. Вокруг этой пары образовалось «Предложение» и монолог «О вреде табака», который мы тоже давно обсуждали с актрисой Екатериной Аликиной. То есть все эти идеи уже какое-то время витали в воздухе, и в определенный момент сложились в общую идею. 

Я с большим удовольствием взялась за эту идею, потому что Чехов – автор человеческих душ, не концептуальный, это не Достоевский, не Дидро (то, чем я занималась), а очень человеческий и атмосферный. Мы стараемся понять Чехова и максимально вложить его в работу. Мне кажется, что при всей светскости и внешнем благополучии он очень страдал, и от женщин в том числе. В любом гении есть вполне человеческие беды, пороки и страсти, как в каждом из нас, и это вызывает еще больший интерес.

Фото: Анна Смолякова

Наша история строится таким образом: некий райский сад, где есть все условия для счастья, человеческими руками превращается в поле битвы. Вначале есть он, она, отец, который благословляет брак – живи не хочу! Но нет, начинаются споры о Воловьих лужках, собаках, и прочих мелочах, и все превращается в развалины. Через «Предложение» мы протягиваем линию к Ивану Ивановичу Нюхину («О вреде табака»), представляя его Ломовым через 30 лет – мужчиной, который страшно боится свою жену, и не имеет никакой свободы. «Вред табака» подспудно превращается во «вред женитьбы». Этот монолог перетекает в третью историю («Медведь»), в которой и герой и героиня клянутся никогда не жениться, но зарекаясь любить, оказываются обреченными на счастье. Мы переворачиваем историю, и из полной разрухи и траура вдруг возникает любовь, которую никто не ждал. Как божья благодать. А Антон Павлович улыбается и говорит: «Человек предполагает, а Чехов располагает». 

Фото: Анна Смолякова

Олег Малахов (Степан Степанович Чубуков, пьеса-шутка «Предложение»)

Антон Павлович – автор, который очень любит своих героев. И шутит над ними тоже с любовью. Его гений в том, что любую его шутку можно раскрутить до философии. 

Я счастлив, что наконец-то могу позаниматься «смешным» Чеховым, последний раз я делал это в Щепкинском институте много лет назад. После я не играл в таких веселых историях, тем более что «Предложение» практически водевильная вещь, которой нужно много смеха и баловства. Любая комедия окончательно приобретает форму только с публикой, ведь на репетиции ты можешь что-то нафантазировать, и тебе кажется, что будет весело, а зритель может с тобой не согласиться. Тогда нужно будет искать другие пути, придумывать новые ходы. Необходимо иметь внутреннее чутье на юмор и тогда Чехов зазвучит. Очень хочется, чтобы было смешно, чтобы мы все внутри хохотали. 

В связи с нашим спектаклем случилась забавная история: я своим студентам-первокурсникам дал задание по Чехову – приготовить отрывки. И вот ребята сделали «Предложение», а я их отругал, просто разбомбил, мне показалось, что у них ничего не получилось. И вот теперь они придут смотреть как это получилось у меня, так что никак нельзя оплошать.

Фото: Анна Смолякова

Анна Кузминская (Елена Ивановна Попова, пьеса-шутка «Медведь»)

У Антона Павловича Чехова божественный юмор, ну или так: если бы у Бога было чувство юмора, абсолютно точно оно было бы Чеховским! Играть его – миссия почти невыполнимая, как канатоходцу идти без страховки по небесной леске над пропастью под названием «пошлость». Любой неверный жест и… Чтобы играть Чехова сегодня всего-то нужно несколько ингредиентов:

Золотистая атмосфера
Ненависть к пошлости
Чувство Прекрасного
Выход за рамки прошлого умения
Выдавленная капля раба
Оголенная душа
Наивность бытия
Рогатая кошка
Убийство всего пролетарского
Отмена кретинизма
Веселых дух
Готовность всех Цехов
Зритель может быть любой)))

Наша команда – Режиссер, Актер, Актриса, Хор – давно слаженный коллектив! Нас объединяет тотальная любовь к Чехову, уважение друг к другу, к труду, к ремеслу, в общем, к любому творческому кипишу! Мы абсолютно разные, но нужные друг другу!

Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова

URL List