«Арх.Стояние под дождём». Фестиваль «Архстояние» 2023, арт-парк Никола-Ленивец

С 28 по 30 июля в арт-парке Никола-Ленивец прошёл самый дождливый за всю свою историю Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» 2023. Тематика фестиваля всегда отличается повышенной актуальностью, приближением к действительности, то есть к тому, чем живëт сознание «здесь и сейчас».

Фото: Александра Дёма

Начало текущего года ознаменовалось ворохом предсказаний разного рода и толка во всевозможных СМИ. Прорицали будущее астрологи и оракулы всех мастей от Ванги и Нострадамуса до современных провидцев. Понятно, что «во дни бед народных» пророчества особо востребованы, ведь так хочется услышать что-нибудь утешительное!

Организаторы «Архстояния» решили устроить гигантский спиритический сеанс под открытым небом и задали художникам тему под названием «Игра в предсказания». Все участники фестиваля должны были прямо или косвенно коснуться предсказаний в любой области, сфере и форме жизни.

Бесконечные внезапные ливни и затяжные дожди фестивальных дней не отпугнули посетителей, и поклонники «Архстояния» массово двинулись в сторону арт-парка с палатками и резиновыми сапогами.

Смелых экскурсантов встретил куратор проекта Антон Кочуркин. Он рассказал о новинках сезона: «В этом году у нас совершенно новая история, которой прежде не было. Мы теперь работаем с художественными институциями: музеями, галереями, различными образовательными учреждениями, которые создают мир будущего. В фестивальной программе арт-кэмпов участвуют много разных команд со всей России – из Тюмени, Самары, Новосибирска, Москвы и других городов. Все они несут свой месседж в представленных проектах и таким образом, становятся соавторами «Архстояния».

Фото: Александра Дёма

Разумеется, на территории появились новые архитектурные объекты, некоторым из которых предстоит остаться в парке навсегда. В этом сезоне проект, кроме авангардного арт-зодчества, особенно активно задействовал живые перформансы и театральные представления. Театр «Пух и Прах» под руководством Этель Иошпы таинственным образом появлялся около каждого нового арт-объекта и в песенно-хореографических композициях обыгрывал потаëнные смыслы неподвижных инсталляций.

Арт-дома и инсталляции

Первым объектом на пути погружения в предсказания стал удивительный в своей идеальной простоте струганный дом-обелиск от «Проекта Катарсис» из Санкт Петербурга. Этому 9-метровому сооружению суждено стать частью задуманного организаторами и архитекторами парка жилого квартала под предполагаемым названием «Русское идеальное». В этом квартале будут располагаться постройки-манифесты известных архитекторов, в которых можно жить.

По задумке авторов, дом-обелиск предназначен для мечтаний. Чтобы вдохновенному процессу ничего не мешало, в доме практически нет отверстий. В пустом пространстве наверху стоит кровать, где и следует размышлять о вечном тихими ночами под звёздным небом. Внизу, в цоколе, находится единственное окно-бойница и располагаются кухня, туалет, стол и две лавки. Создатели объекта Пётр Советников и Вера Степановская уверены, что в таком доме могли бы обитать как Илья Обломов, так и Андрей Болконский. 

Антон Кочуркин признался в своей особой любви к этому арт-объекту и объяснил это так: «Дом-обелиск показывает русскую душу, её масштаб и мессионерство, умение терпеть неудобства ради будущей светлой мечты. В этом объекте хорошо раскрывается история и характер России».

Фото: Александра Дёма

Перед арт-высоткой театр «Пух и Прах» представил фэнтези-перформанс «Что день грядущий мне готовит?» – языческую ворожбу в мучительном поиске ответа на вопрос: «Сколько мне жить осталось, кукушка?»

Затем в сопровождении босхоподобных существ, героев перформанса, экскурсионная процессия двинулась к следующей инсталляции – «Павильону предсказаний», созданному Антоном Кочуркиным и Яном Калнберзинем при поддержке «Тинькофф-банка». Надувная жёлтая палатка скрывала в себе нейробудущее человечества. После пластического перформанса с зеркалами (самый гадательный предмет!) посетители поспешили в палатку за предсказаниями: всечеловеческими и личными. Сценарий будущего для всех можно было сгенерировать самостоятельно при помощи пульта и экрана, а вот за персональным предсказанием вытянулась очередь в маленькую камеру. Там «проживала» нейросеть, которая, вероятно, была заряжена создателями исключительно на позитив, потому что из комнаты все выходили счастливые и просветлëнные.

Фото: Александра Дёма

Далее гостей ждали игры с воздухом и предсказания о том, что случится с человечеством, когда весь воздух будет окончательно загрязнëн. Сначала вездесущий театр «Пух и Прах» показал свою версию грядущей катастрофы, во время которой умирающих от отсутствия свежего воздуха, выносили одного за другим.

Свой арт-объект «Воздухопровод», вдохновивший театр на представление, представила арт-группа «Алыча». Вентиляционные трубы разных размеров, собранные в один жестяной дом пригодный для проживания, являются поводом для философских размышлений и практичных предсказаний.

«Мы взглянули в некое вероятностное будущее и увидели там не слишком перспективную картину, – рассказали творцы объекта, – мы увидели мир, в котором воздух стал роскошью, доступной только очень богатым людям. Посетителям мы предлагаем почувствовать себя сквоттерами, захватившими вентиляционную шахту и ворующими чистый воздух у богатых людей. Это проект о взаимоотношениях людей и окружающего мира. И наш дом – не просто жильё, это объект для рефлексии, дающий возможность получить свой персональный опыт. Он построен из вентиляционных коробов, а это непарадная часть архитектуры, которая всегда есть, и она на виду. Как правило, её никто не замечает, но в ней существует своя эстетика. Все эти хитросплетения форм, закругления по сути созданы функцией снижения сопротивлению воздуха и рождают ту самую пластику, магию, которая нас завораживает».

Напротив изящного железного чудища возвышается белый дом без крыши, окон и дверей – инсталляция «Павильон заблуждений», авторами которой стали Ирина Корина и Илья Вознесенский.

Фото: Александра Дёма

Перед павильоном театр «Пух и Прах» устроил сеанс гадания на обуви: через резные старинные рамы барышни выкидывали башмачки и спрашивали имя у проходящего мимо юноши. Так гадали ещё наши прабабушки, а, может быть, и Светлана с подругами «раз в крещенский вечерок».

О изысканном и хрупком с виду недострое с развевающейся белой занавеской рассказала её автор Ирина Корина: «Вы сейчас присутствуете при зарождении нашего сооружения. Оно будет произрастать тут в течение многих месяцев и до финального состояния дорастëт примерно через год. Уже сейчас в этом павильоне есть всё, о чём мы хотели сказать. Нам хотелось сделать дом, дающий надежду на спасение, чтобы в нём можно было укрыться, например, от дождя. Хотя в реальности это сделать невозможно: этот дом не спасёт ни от холода, ни от ветра, ни от дождя. Это заблуждение. Он лишен стен, дверей окон. В него можно войти с разных сторон, но в будущем в павильоне появится защитная сердцевина, там можно будет даже жить. Пока это капсула для поэтов».

Поэты не замедлили явиться. Участники молодёжной студии «Центр Вознесенского» привидениями в белых одеждах бродили по дому и задавали встречным неожиданные вопросы: «Кем вы были в прошлой жизни?», «Какого цвета ваши сны?». К собственному изумлению, посетители обнаруживали, что ответы на эти вопросы знают уже давно. Просто раньше их никто не задавал. Юные поэты по очереди декламировали свои меланхоличные вирши с предсказаниями и описанием окружающей дождливой действительности.

Фото: Александра Дёма

Арт-кэмпы

Далее путь лежал через поля в кэмпы.

«Мы расширяем связи с культурой нашей страны, с её различными горящими потенциалами, культурными и образовательными институциями», – так предварил новую тему в «Архстоянии» его куратор Антон Кочуркин и привёл гостей в первый кэмп.

В нём обосновались студенты столичного Университета креативных индустрий Universal University. Михаил Левин, директор высшего образования (вполне креативное название должности!) и директор Московской школы современного искусства рассказал о широком образовательном спектре учебного заведения и представил павильон, разработанный студентами бакалавриата «по интерьеру архитектуры и пространства». Три месяца студенты и их руководители разрабатывали тему предсказаний и продумывали концепцию участия.

Павильон – обозначение условное. Загибающаяся дорожка из деревянных балок обнесена матерчатыми расписными стенами-баннерами. Двадцать секций равны двадцати годам существования университета, а идея плавного поворота дорожки состоит в «заглядывании в будущее». «Поначалу мы не можем увидеть, что же нас ждёт за углом», – объяснил концепцию объекта Михаил Левин. На стенах-баннерах студенты «подобрали образы, которые характеризуют 20 лет нашего развития». Рисунки расположились только по левой стороне инсталляции, которая остаётся позади пешехода. Правая сторона чиста, «как белый лист, на котором мы пишем нашу историю». Зрителю-пешеходу предлагается пройти по этой тропе и поразмышлять, «насколько созидательно мы можем влиять на наше будущее».

Фото: Александра Дёма

Сибирский кэмп представил тюменскую институцию «Контора пароходства». В родном городе участников эта «контора» является площадкой для городских событий, которая занимается развитием местных художников и проектов паблик-арта. Юлия Саначина, продюсер проекта «Изыскания-674», в рамках которого в фестивале участвует арт-группа «НИИ Собачьих дел», шутливо посоветовала вообще не приходить к ним на площадку, чтобы не испортить эксперимент. Учёные в белых халатах внимательно исследовали природные процессы, происходящие на территории парка. Задача художников-научных сотрудников эксперимента состоит в исследовании траектории движения человека. Для этого на поляне разместились несколько приборов. Предсказание будущего учёные художники собрались сделать на основе движений человека. Инструментарий учёных из прошлого позволил зрителям заглянуть в камеру-обскуру и послушать проигрыватель, который «читает» дорожку виниловой пластинки в обратном направлении, то есть задом наперёд в замедленном темпе, позволяя гадать на будущее самым простым способом – что услышится, то и сбудется.

Институция ГМИИ им. А.С. Пушкина, под названием «Пушкинский.Ю» и вовсе нестационарна. У её участников, старшеклассников и студентов, не было своей особой поляны на фестивале. Они предложили совершить прогулку-медитацию «В поисках предсказания» во время которой окружающее пространство стало темой для размышлений, анализа и предсказаний. Мысли, зафиксированные на бумаге в формате мини-текстов, можно будет прочесть как пророчества через 27 лет, когда их вынут из «Капсулы предсказаний» – самого значительного арт-объекта сезона 2023.

Фото: Александра Дёма

Свой кэмп в парке Никола-Ленивца разбили и заполярные художники арт-центра «Сияние» из города Апатиты. Арт-центр основан уроженцем этого города, известным телеведущим и коллекционером произведений искусства Андреем Малаховым. Команда институции решила освоить и исследовать свой участок парка.

Координатор центра Сергей Данилин так рассказал о концепции кэмпа: «Тема фестиваля «Игра в предсказания», а Апатиты – город, основанный учёными. Учёные занимаются предсказаниями на основе прогностики и исследований. Мы решили применить эти методы в экспедиции «Сияния», для чего разбили на нашей поляне небольшой лагерь, где размещены объекты резидентов центра».

Художник и архитектор Даня Пирогов создаёт свои композиции из материала, который можно собрать поблизости, например, из валежника лесного массива парка. Его арт-объекты сливаются с природой и нужно быть крайне внимательным, чтобы их заметить.

Полярно-альпийский ботанический сад совместно с группой художников центра попробовал соединить природу калужской области с природой Севера, и робкие, карликовые растения заполярных широт резво пошли в рост.

Фото: Александра Дёма

Художница Катя Рыболова рассказала о своей работе «Горизонт видимости». Идея проекта – два больших синих полотна, протянутых друг над другом, а между ними узкая полоса пространства. С её помощью зрители могут наблюдать за ландшафтом внимательнее, чем обычно, ведь их зрение ограничено и не рассеивается.

В центре кэмпа растёт дерево, увешанное скворечниками в виде многоэтажек. Это «Гетто-квартал птиц» от команды уличных художников «BOMSE». Фантазия художников позволила им построить город-символ на ветках дерева. Поскольку птицы в разных культурах часто являются объектом предсказаний, то и гетто-квартал из скворечников предсказывает грядущие проблемы человечества, связанные с перенаселением Земли.

В кэмпе галереи «Наковальня» можно было сразиться в видеоиграх на сеновале. «Здесь можно поиграть в игры, посвящённые будущему, что согласуется с темой фестиваля», – рассказал куратор институции Стас Ломакин.

Фото: Александра Дёма

Крупнейшая независимая арт-площадка Самары, галерея «Виктория», представила на «Архстоянии» два активных перформанса: индивидуальный квест «Я иду искать» и перформативный проект от арт-группы «Муха» – «Если чёрный петух выйдет из леса›.

Квест-бродилка предоставила в распоряжение участников всю территорию парка Никола-Ленивец. Современные авторы из Тольятти и Самары спрятали в парке свои произведения искусства от графики до скульптуры. Желающим пройти квест можно было рассчитывать на награду: найденный артефакт они получали в подарок. Вот только неизвестно, удалось ли кому-либо отыскать тщательно припрятанное сокровище или все шедевры навсегда остались погребëнными в недрах арт-парка?

Авторы второго проекта, пожалуй, ближе всех подошли к теме фестиваля и создали трëхактный перформанс, который продлился три дня. Художники арт-группы «Муха» встретили посетителей с чёрным петухом на руках: «Мы исследуем взаимосвязь между современным искусством и народными приметами, – пояснили авторы, – первый акт нашего действия – это проводы петуха в лес, второй акт – ожидание, третий – встреча петуха из леса». Чёрный как уголь петушок по имени Пётр Палыч восседал на руках у своего спутника Никиты, которому предстояло провести вместе с птицей в лесу один день и две ночи.

Фото: Александра Дёма

Пока друзья бродили по чаще, другие участники арт-группы раздавали посетителям леденцы в виде чёрного петуха, и этой сладостью заманивали зрителей в специальный телеграмм-канал, в котором происходила модерация всего процесса.

Встреча петуха на третий день фестиваля сопровождалась ритуальным праздничным шествием с караваем. Первым его отведал главный герой проекта, петух Пётр Палыч. Гостям институции предлагалось не только пообщаться с чёрным петей при встрече в лесу, но и дать своё предсказание: «Что же будет, если чёрный петух выйдет из леса?».

Новый арт-объект

Самым востребованным и крупным как по величине, так и по значению арт-объектом фестиваля стала «Капсула предсказаний» – проект архитектора Алексея Козыря.

К гигантскому контейнеру с ячейками выстроилась длинная очередь желающих стать соавторами проекта и оставить свои предсказания современникам из недалёкого будущего. Любой посетитель мог зарегистрироваться на сайте, описать своё видение года 2050 и оставить людям будущего свои пожелания и предсказания. В последний день фестиваля 6-метровая капсула была закопана в землю и превратилась в две клумбы. Через 27 лет её поднимут из ямы и все предсказания будут зачитаны гостям фестиваля середины XXI века. Авторы предсказаний получат об этом сообщение по почте и по телефону. Интересно, как будут выглядеть наши гаджеты и связь в 2050 году?

Театр

Театр «Пух и Прах» пригласил зрителей на необычный иммерсивный спектакль Этель Иошпы, Анастасии Смирницкой и Сергея Быстрова «Сон Татьяны. Гадание» по мотивам V главы «Евгения Онегина».

«В тёмно-синем лесу» зрителей поджидали нимфы, наяды, танцующие и поющие персонажи сна Татьяны Лариной. Дорожка привела к накрытому столу, за которым пировали «на лицо ужасные› чудовища и раздавали гостям личные предсказания от Александра Сергеевича Пушкина. Некоторые из предсказаний оказались удивительно точны – гений поэта провидел сквозь века. Музыку для спектакля, исполненную мистики и звуков невиданных миров, написали композиторы Пётр Айду и Антон Светличный.

Три дня фестиваля «Архстояние» – это всегда время труда, творчества, знакомств, открытий. Помимо арт-объектов и кэмпов посетителей ждали лекции, интерактивные представления и много современной музыки. Без ощущения предугаданного будущего оттуда не уехал никто.

URL List