Куклы, свет и «Прогресс»: Воронежские гастроли театра «Таратумб»

19 и 20 августа на новой и пока широко известной лишь в узких кругах воронежской театральной площадке Арт-центра «Прогресс» состоялись показы двух спектаклей авторского театра кукол «Таратумб».

Фото: Андрей Парфенов

Первый, «И дольше века длится день», был создан на основе романа классика советской литературы Чингиза Айтматова. От повествовательной канвы оригинала постановка не отходит ни на шаг ни сюжетно, ни фабульно. Едигей, старейший житель крошечного поселка вблизи железнодорожного разъезда Боранлы-Буранный, проводит долгие дни в разговорах со своим единственным другом, верблюдом Каранаром, и становится свидетелем вторжения двадцатого века в ограниченный со всех сторон пустыней мирок. В 1953 году ему, уже на излете своих лет, приходится и менять давно устоявшиеся правила жизни, например, искать новое место для захоронения своего товарища, потому что старое кладбище на его глазах становится фундаментом для космодрома, и привыкать к смене соседей, будь то ищущий лучшей доли для своей семьи учитель или внезапно нагрянувшая ищейка из города, отчаянно пытающаяся выполнить план по поимке «врагов народа».

Фото: Андрей Парфенов

Развязка предсказуема, но средства, которыми она представлена зрителю, выводит ее на совершенно новый уровень боли за прошлое страны. В спектакле акторами становятся не только люди и шарнирные куклы, но и предметы, найденные на останках реально существовавших лагерей, в один из которых по сюжету этапируют того самого учителя. Эти предметы (кружки, миски, банки) наравне с романом «И дольше века длится день» связывают сегодняшнего зрителя и дела не столь уж давних дней, заставляя его сфокусироваться на реальных артефактах и свидетелях эпохи и хотя бы на полтора часа сосредоточиться на том, «без чего нас сложно представить, еще сложнее — понять».

Как было упомянуто выше, «Таратумб» раздвигает границы представлений и кукольном театре. Это касается не только средств и методов исполнения тех или иных пьес или историй, но и целевой аудитории. «И дольше века длится день» рассчитан на какого угодно зрителя кроме того, с которым обычно ассоциируется кукольный театр – ребенка. И после минорных субботних постановок наступило воскресенье, а вместе с ним и настоящее раздолье для юных театралов.

Фото: Андрей Парфенов

В основу постановки «Морж, учитель и поэт» легли две повести знаменитого писателя и поэта Артура Гиваргизова, который, судя по количеству изданных книг и раскупленным тиражам многих из них, отлично знает, как и о чем говорить с детьми. Его успех повторили и актеры «Таратумба», смешав в спектакле элементы не только кукольного и классического театра, но и добавив к ним режиссируемую прямо на сцене мультипликацию и активное взаимодействие со зрительным залом. По сюжету пара журналистов возвращается из экспедиции и «защищает» будущий репортаж перед главным редактором и редколлегией, в роли которой выступают зрители. Всего за каких-то три месяца журналистам удалось и пожить в дачном поселке у берегов Северного Ледовитого океана, и увидеть настоящего мамонта, до поры дремавшего на заднем дворе местного жителя, и даже отправиться в Индию. 

Центром их репортажа становятся отнюдь не географические заметки, а Михал Михалыч – на первый взгляд, типичный деревенский персонаж, а на самом деле, двигатель и зачинщик приключений этой экспедиции и потенциальный лучший друг всех детей, невероятным образом сохранивший в себе жар любопытства к каждой детали этого мира. Надо ли говорить, с какой теплотой спектакль был встречен подрастающим поколением воронежских театралов?

Фото: Андрей Парфенов

Своими спектаклями (и, кстати, «Золотой Маской» за «И дольше века длится день») «Таратумб» наглядно продемонстрировал безграничность инструментария и способов его использования современным театром. Назвать обе постановки, «И дольше века длится день» и «Морж, учитель и поэт» просто кукольным театром невозможно. Создатели театра, Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина, сделали из кукол, статичных по определению, полноправных участников труппы и минимальными средствами, будь то свет, магниты или взаимодействие с «живыми» актерами, и придали каждой из них максимальную динамику, способную увлечь зрителя любой возрастной категории.

URL List