Женщины МХТ им.Чехова открывают «Занавес»

28 сентября МХТ им.Чехова представил первую премьеру сезона – спектакль «Занавес» по документальной пьесе Андрея Стадникова.

Фото: Людмила Сафонова

Театральный занавес отделяет зал от подмостков, жизнь реальную от жизни в искусстве. Делит людей на служителей сцены и публику, на «своих» и «нормальных». Занавесом можно попытаться отгородиться от внешнего мира, оставив проблемы и быт застенами театра и, как завещал Станиславский, «создавать свою, особую, прекрасную жизнь…» О жизни за знаменитым занавесом с чайкой, куда очень трудно попасть и откуда ещё труднее уйти, о театре, как месте силы и черной дыре,
об «уволиться или повеситься», о добровольной неволе и, в конце концов, о себе рассказывают в спектакле женщины Художественного театра.

Накануне премьеры режиссер Юрий Квятковский и актрисы Ольга Воронина и Мария Карпова поделились своими мыслями о спектакле:

Фото: Людмила Сафонова

Юрий Квятковский

За фасадом театрального здания происходят совершенно неожиданные вещи. Театр – это всегда ожидание чуда, но когда деконструируешь это чудо, то за ним возникают конкретные люди. У этих людей свои истории, очень неожиданные биографии, в театр их привело стечение обстоятельств, иногда причудливых. Это пьеса про женщин, что мне кажется символичным и важным, ведь именно женщины в театре хранят традиции, оберегают дом. Героини нашего спектакля могут не выходить на сцену, но они наполняют ее своей энергией.

Концепция эстетики спектакля, конечно, идет от материала. Это документальная история, героини в процессе перевоплощаются из персонажа в персонаж, и техника позволяет сделать это достаточно быстро. И павильон, и экраны, и камеры это некое окно, важная граница между тобой и театром.

Фото: Людмила Сафонова

В нашей партитуре третья часть – тот спектакль, который могли бы сыграть героини. Если в первых двух частях мы наблюдаем актрис в их рабочей среде, то в третьей они выходят на сцену играть спектакль. Театр – это безопасное место, мы здесь находимся в кругу единомышленников, мы создаем произведения. Мы защищены куполом художественных процессов. Но третья часть про то, что эта дверь открывается, какие-то процессы, происходящие со страной, проникают в театр. И это как будто две разные параллельные процессуальности, соединяющиеся в определенный момент: в текстах драматургов, в высказываниях режиссеров… Но в пьесе это очень четко разделено: сначала про работу, про историю театра, а потом – медленный переход к социокультурным явлениям, которые происходили в театре во время того, как здесь шли спектакли, готовились новые постановки.

Мне кажется, мысль «что останется после меня» появляется в какой-то момент у каждого человека. Люди, работающие в театре, уверены, что после них останутся спектакли. Они верят и живут с ощущением наследия. 

Фото: Людмила Сафонова

Ольга Воронина

Мне кажется, занять только актрис в спектакле было очень важно. В этом есть какая-то деликатность подачи материала, когда идут перевоплощения, яркие характеры и в женском исполнении более тонко звучат. Третья часть – эпос, собирательное полотно, в котором ярче всего проявляется жизнь театра и судьбы актеров. Через это соединение мы понимаем что-то и про сегодняшний день, и про свое детство, и про родителей, и про жизнь. Это прошлое, которое привело нас через театр к настоящему. 

Несмотря на все трудности театр для меня – это самые светлые ощущения. «Черной дыры» во мне нет, мне откликается то, что мы в театре живем как на летающей тарелке. Мы защищены от мира и мне это нравится, и очень помогает, и держит здесь…

Фото: Людмила Сафонова

Мария Карпова

Говорят, женщина – хранительница очага, а в театре работает огромное количество женщин, которых мы зачастую не видим, но их труд не менее значим. Мне кажется, осмыслить театр их взглядом – это правильно.

Несмотря на то, что в основе материала интервью конкретных людей, все равно эти образы – собирательные. Я не ставила себе задачу точно представить человека, на мой взгляд здесь важнее текст и точное попадание в характер. Не встречаясь лично с героями этой истории, я слушала записи, ориентировалась на интонации и так создавала рисунок роли. Сложнее всего мне дался образ капельдинера, потому что это такой серьезный элемент в зрительном зале, который следит за каждым звуком, за каждым шевелением, и должен обладать колоссальной концентрацией внимания, и при этом испытывать и восторг, и желание рассказать о том, что происходит в зале.

Билеты

Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова
Фото: Людмила Сафонова

Билеты

URL List