20 октября в Калуге открылся ежегодный театральный смотр «Новые люди». В этом году фестивалю, который курируют Президентский Фонд культурных инициатив и Министерство культуры и туризма Калужской области, исполняется 5 лет. Его программа обещает быть насыщенной и активной, включающей спектакли необычных форматов, мастер-классы, экскурсии, встречи со зрителями.
Одна из важных особенностей фестиваля «Новые люди» заключается в обширной географии представленных работ. В этом году постановки приехали из шести регионов России.
Организаторы смотра открыты ко всему новому и непривычному. Они стремятся показать зрителям самые разнообразные варианты театра. Некоторые постановки проходят в неожиданных локациях: на берегу реки, в баре, в библиотеке. Как рассказал программный директор мероприятия Евгений Худяков, у фестиваля есть своя специфика: уличные спектакли, специальные детская и подростковая программы, современная хореография, хип-хоп мюзиклы.
«Мы пытаемся разрушить театральные стереотипы и показать, что театр – это необязательно коробка сцены, бархатные кресла, артисты в исторических костюмах, – сказал Евгений, – мы стараемся показывать форматы, которых ещё не было».
Основная программа фестиваля проходит в Калуге, там, где смотр и зародился. По словам программного директора, самый первый фестиваль проводился при поддержке Министерства Культуры РФ именно в Калуге, так как там был открыт новый инновационно-культурный центр (ИКЦ) и появился запрос на то, чтобы наполнить его контент современными театральными зрелищами.
На третьем году жизни смотра организаторы поняли, что интересные спектакли проезжают мимо столицы транзитом, и их не видят московские зрители, проявляющие интерес к фестивалю. «Новые люди» расширили свои границы до Москвы, а в этом году к смотру присоединились ещё два города – Обнинск и Наро-Фоминск. Так случилось, что в каждом подмосковном городе-участнике фестиваля появился спрос на определённые жанры. Обнинск рассчитывает, что туда привезут спектакли для самых маленьких зрителей. В Наро-Фоминске открылось новое арт-пространство, культурный центр «Fabrik», и оттуда пришла заявка на спектакли для подростков и для семейной аудитории. Москва оказалась в счастливой для себя роли транзитëра: все спектакли, которые везут в Калугу из других регионов, по дороге туда или на обратном пути заезжают в столицу, где их уже с нетерпением ждут поклонники современного театра и новых сценических форм.
Если прежде отбор фестивальных работ организаторы проводили традиционным путём посещения вживую всех интересных постановок в разных театрах и городах, то в этом году впервые в истории фестиваля был объявлен open call. Разные театры смогли прислать свои предложения спектаклей необычных форматов. На конкурс поступило около 100 заявок. «Там были театры, о которых я ничего не знал прежде, и которые стали для меня приятным открытием», – поделился Евгений Худяков.
По традиции официальное открытие фестиваля проходит в ИКЦ Калуги на летней площадке, то есть под открытым небом. Прийти сюда может каждый желающий без приглашения и билетов. Несмотря на неприветливую поздне-осеннюю погоду, больших и маленьких зрителей на площадке собралось немало. К ним присоединялись и случайные прохожие – фестиваль рад всем гостям! За годы существования у «Новых людей» появилась группа постоянных зрителей, которая становится всё больше.
В этом году честь открытия смотра была предоставлена независимой театрально-цирковой компании «Crazy Hotel» из Москвы. Яркий и эксцентричный спектакль с включением цирковых номеров под названием «Отель» – это история-клоунада о работниках маленькой гостиницы где-то в Италии. Определённого сюжета в ней нет, но зато его легко может себе представить любой зритель. Уставшие после длинного рабочего дня бэллбои, портье, шустрая горничная, повар наблюдают за вечерним шоу в варьете на нижнем этаже отеля. Шоу ведёт дородная дама в серебряном платье. На стульях сидят артисты в ожидании своего выхода, а временами и сами служащие гостиницы выбегают на сцену с ловкими и искусными номерами.
Кажется, именно такие представления давали уличные и бродячие театры в давние века. Где-нибудь на городской площади артисты, не страшась скользких булыжников мостовой, выделывали сложнейшие трюки на радость зевакам. И также как и когда-то, замирает сердце зрителя при виде опасных прыжков и эквилибров на плиточной кладке открытой сцены.
В стилистике живого и магического спектакля угадываются «Четыре комнаты» с их фантастическими персонажами и что-то ещё из фильмов великого Феллини с его любовью к цирку. И кажется, ещё чуть-чуть и зазвучит бессмертная музыка Нино Роты и пойдут по кругу манежа люди, обречëнные на любовь к кино, театру, цирку.
Тем временем актёры общаются с публикой, активно включая её в действие на радость ребятне, а в самом финале, когда все уже изрядно замёрзли на холодном ветру, ведущая красивым грудным голосом вдруг берётся исполнить хит Тины Тёрнер «Simply the best». Усидеть на месте не может никто. Импровизированные хороводы и танцы, объединяют артистов и зрителей в один огромный театральный коллектив.
Так фестиваль начинает своё юбилейное плавание, которое продлится до 1 ноября.