В чем принципиальное отличие детской литературы от взрослой? В главных героях? В темпе развития сюжета? В обязательном присутствии волшебных и не очень помощников? Да, да и да, но это все может присутствовать и в книгах со строгой меткой 18+. Ключевым отличием литературы для детей была и остается надежда на светлое будущее.
Темные исторические времена (хотя, были ли, глобально рассуждая, другие?) подарили миру немало шедевров детской литературы, не потерявшей спустя годы актуальность, эти книги передаются из рук в руки сквозь поколения. Можно вспомнить о сказке «Муми-тролль и комета», в аллегорической форме рассказывающей о нападении Гитлера на Европу, или «Пеппи Длинныйчулок», написанную уже после Второй Мировой войны, но продолжающую осмыслять пережитые темы тирании и фашизма.
В этом году в русскоязычной литературе традицию продолжает Анна Красильщик в «Тайне месье Каротта», продолжении вышедшей тремя годами ранее и ставшей бестселлером повести «Давай уедем в Уналашку». После событий первой книги прошло около года. В рамках расследования, описанного в ней, Марк Марковкин познакомился с несколькими известными фотографами, и даже отыскав среди них своего дедушку, он поддерживает связь со всеми, кому его дедушкой не повезло оказаться. Один из его друзей по переписке, француз Антуан-Луи Каротт, вдохновленный целеустремленностью Марка, рассказывает своему юному другу о внезапно обнаруженных следах своего прапрапрапрадедушки – после войны 1812 года они затерялись где-то в России. Немало вдохновленный намеком на новое детективное приключение Марк решает организовать поиск, тем более, опыт у него уже есть.
Сюжеты обеих своих книг Анна Красильщик строит по схеме классического приключенческого детектива, щедро рассыпая вокруг Марка подсказки и расставляя как на шахматной доске появляющихся как по волшебству помощников. Однако довести своего героя до цели, до разгадки запутанных в географии и во времени загадок, явно не единственная цель автора. Вышедшая в разгар коронавирусного 2020 года, умышленно или нет, но «Давай уедем в Уналашку» стала секретиком, сокровищами, которые автор закопала и накрыла цветным стеклом, чтобы в тяжелые минуты и она сама, и читатель мог вернуться к воспоминаниям о прошлой жизни, в которой не было обязательных масок, а путешествие в Европу можно было планировать за несколько дней до посадки на самолет.
«Тайна месье Каротта», не сильно расходясь структурно с «Давай уедем в Уналашку», разительно отличается интонационно, и причины этого можно увидеть в небольшом предисловии, предваряющем повесть. Эта книга должна была появиться на свет в феврале-марте 2022 года, но Анна Красильщик смогла взяться за текст значительно позже, буквально между сборами чемоданов. Это нельзя не почувствовать, и дело вовсе не в небрежности или отрывочности повествования. Анна вновь берет детективный сюжет и доводит его до логического завершения, щедро приправляя бытовыми зарисовками из жизни ребенка, уже потихоньку вступающего во взрослую жизнь со всеми ее противоречиями и новыми обязательствами. Написанная в переломном для многих людей 2022 году, повесть поднимает те вопросы, решать которые предстоит в не такой уж отдаленной перспективе не только взрослым, но и всем свидетелям глобального исторического слома. Что такое война? Как чужая воля подменяет и мешает бытовые понятия? Как общественное влияет на частое и возможно ли это влияние в обратном направлении? Способен ли ребенок взять на себя ответственность за взрослых или указать им путь?
Читая любовно выписанные детали повседневной жизни обычного ребенка в обычной семье, переживая за каждый шаг в исследованиях Марка, от эмпатичного читателя не спрятать ту тревогу, что, возможно, отчасти заставила автора вернуться к любимым героям. И для Анны Красильщик, и для читателя они становятся спасительным окружением, семьей, отношения в которой основываются на взаимной поддержке и принятии, будь то признание новых людей в своем узком кругу или помощь с сомнительным поиском следов французского солдата после Бородинского сражения.
Неожиданно, но в «Тайне месье Каротта» тема функциональной семьи и Отечественной войны 1812 года оказываются созвучны. Обращение к 1812 году в условиях некоторой цензуры начинает звучать в русскоязычной литературе все громче. В этом сеттинге как будто безопасно проговаривать травмы, страхи и надежды, как будто мы сами можем придумать опыт переживания тех событий, что наглядно демонстрирует не только «Тайна месье Каротта», но и «Бретер», увлекательный исторический детектив Юлии Яковлевой. И при этом читатель возраста 10+ уже точно знает, что «недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана».
Другой вопрос, что недаром видно только на расстоянии, преодолевая которое теряются сотни судеб и нерассказанных историй. Одной такой, вымышленной или реальной, дает голос, вместе с надеждой на лучшее будущее для нас всех, Анна Красильщик.
Издательство Белая ворона, 2023 г.