Как сделать так, чтобы спектакль, который имеет возрастной ценз «3+» оказался интересен и детям, и их родителям? Очень просто. Нужно превратить наивный, нравоучительный сюжет в музыкальное шоу с недетским блюзовым звучанием, «живой» игрой маленького оркестра, замечательными текстами и вокалом. Московский театр «Снарк» привёз на фестиваль «Новые люди» в Калугу свой камерный шедевр «Братец Кролик vs Братец Лис», поставленный по знаменитым «Сказкам дядюшки Римуса» американского писателя Джоэля Харриса.
«Бродячий сюжет» – вечный батл кролика и лиса – трансформируясь в разных эпохах и культурах, немного видоизменяет набор героев «бестиария». Так, в культовом советском мультике «Ну, погоди!» кролик стал зайцем, а лис – волком. Несгибаема основная идея сказки, в которой ловкий и храбрый зайчишка-крольчишка хитроумно противостоит коварному лису.
Дядюшка Римус позаимствовал замысел историй у чернокожих рабов южных штатов Америки, трудившихся на плантациях богатых белых господ. Наверняка они представляли себя на месте кролика и этими сказками учили ребятишек в будущем бороться за свои права. Вот так, всё по Карлу Марксу. Однако никакого серьёза нет и в помине на спектакле актёров «Снарка». Они рассказывают американские байки в уютной и забавной стилистике английских детских песенок – нескладушек и перевëртышей.
Знакомство с персонажами начинается с «урока английского», который преподаёт музыкант-клавишник Лис (Роман Сарнацкий) – этот ход вводит шуструю малышовую публику в нужное настроение. Затем появляется гитарист Кролик с большими ушами (Кирилл Венедиктов) и барабанщица Крольчиха (Ирина Насырова) с изящными маленькими ушками. На сцене стремительно развивается соревнование двух известных каждому ребёнку противников, в котором все настолько симпатичны, что никому не хочется отдавать первенства. Актёры ловко взаимодействуют с залом, ненавязчиво подводя маленьких зрителей к старой истине: «дружба помогает творить настоящие чудеса».
Спектакль о кролике и лисе поставила, написала тексты сонгов и музыку режиссёр Анна Морозова. Её вдохновляющие стихи – целая сокровищница легко и деликатно высказанных мыслей о самом актуальном, что волнует всех сейчас и о вечном, что отчего-то недостижимо, хотя так просто на первый взгляд. Это сказано в первую очередь для взрослых. Детям пока доступна идея, что «драться лучше только подушками». Гораздо позже они узнают, что мир зачастую не так весел и добр.
«На мой взгляд дети в этом спектакле понимают, что любой конфликт нужно не развивать, а превращать в игру, а игру в песню. А взрослых не существует. Это просто дети, облачëнные в скорлупу», – так обозначил главный посыл спектакля исполнитель роли Лиса Роман Сарнацкий.
Редкий спектакль для малышей, который похож не на утренник, а на умную книжку с красивыми иллюстрациями. И на лёгкий джаз для тихого отдыха пап и мам. И на философию существования, которая точно выражена в последней фразе спектакля:
«Если б было всё просто на шаре земном,
Если б можно было всё отбросить и сидеть за одним костром».
В самом деле. Так просто. И чего этим людям ещё надо?