«Норма» с Хиблой Герзмава: победа любви над смертью

Премьера оперы Винченцо Беллини «Норма» с Хиблой Герзмава в заглавной партии – неожиданная версия лирической трагедии, образца традиции бельканто. Партия главной героини одна из самых трудных в репертуаре сопрано, поэтому не удивительно, что постановка впервые звучит на сцене Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Авторами этой уникальной работы стали режиссёр Адольф Шапиро, сценограф Мария Трегубова и дирижёр, музыкальный руководитель Кристиан Кнапп.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Сергей Родионов

Итальянские герои из I века до нашей эры перемещаются во вневременной отрезок земли, раскрашенный в серый обезвоженный цвет. Здесь, под огромным лунным диском, друиды ведут борьбу с завоевателями-римлянами. Создатели спектакля отказываются следовать ремаркам, не пытаясь воссоздать обычаи и обряды неизвестного племени. Вера, любовь, смерть – краеугольный камень постановки, которая с первых минут захватывает эффектными визуальными картинками. Открытый приём смены декораций подчёркивает театральность и условность, с которой работает режиссёр Адольф Шапиро.

«Перед нами типично романтический сюжет, столкновение долга и чувства, – однако он до сих пор исключительно современен. Потому что конфликт внутри себя гораздо труднее разрешить, чем конфликт с кем-то. В этой внутренней борьбе Норма поднялась на какую-то неведомую высоту, преодолев личные чувства», – режиссёр всё строит через образ главной героини, поэтому многое воспринимается через опцию Нормы. Мелодизм бельканто Беллини в эстетике полусказочного пространства приобретает множество новых смыслов. Сюжет отходит на второй план, уступая место внутренним конфликтам. Мистические фигуры оленей в небе подсказывают главную мысль истории, где всё скрыто за текстом, в сердце музыкального силуэта.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Сергей Родионов

Олень во всех мировых культурах является олицетворением света, чистоты, возрождения жизни, но кроме того животное выступает посредником между землёй и небом. Когда в финале Поллион (Сергей Кузьмин) решает разделить участь Нормы, и они вдвоём восходят на костёр, сцена их гибели сменяется на красочную видео-зарисовку (видео Ильи Старилова). Смерть становится лишь переходом в иную жизнь, утрачивая горечь трагедии: на смену луне приходит солнце, а мёртвым деревьям – цветы. Герои принесли себя в жертву, чтобы спасти мир.

Пять картин оперы и пять разных мест действий. Такая динамичная смена декораций редко встречается в опере. Монтаж сцен вплетает в ритм действия дополнительный характер: смелый, стремительный, темпераментный. Священная роща друидов – серый лес с уходящими под потолок кронами деревьев; покои верховной жрицы – небольшая комната, отделенная от основной сцены перегородками, окно, кровать; придел Ирминсула в храме друидов – лаконичный и сдержанный рисунок с геометрически-выверенными линиями.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Сергей Родионов

В сценографии Марии Трегубовой множество эффектных приёмов. Фигурки солдатиков, с которыми играют дети Нормы (Глеб Говорушко и Кирилл Кочеганов), пугающая неподвижность деревьев за окном спальни, где Норма раздумывает убить сыновей, 3D-скульптуры, огромный массив городского ландшафта. Хор становится продолжением насыщенного оформления, перемещаясь в рамках чётко обозначенной схемы, массовка вплетается в изысканный узор (режиссёр по пластике и хореограф Михаил Кисляров).

Яркий, харизматичный и виртуозно исполненный дуэт Нормы (Хибла Герзмава) и Адальджизы (Лариса Андреева), чувственная партия отца Нормы Оровезо (Максим Осокин) и Поллиона (Сергей Кузьмин), соло на флейте Юлианы Падалко – наверняка будут оценены зрителями. И, конечно же, возможность стать соучастниками настоящего театрального волшебства на территории оперного искусства не сможет оставить равнодушными ни преданных поклонников оперы, ни тех, кто только начинает с ней знакомство. Версия Адольфа Шапиро и Марии Трегубовой доказывает, что театр не останавливает свою мятежную борьбу, он продолжает разрушать стереотипы и шаблоны, которые ещё вчера сам создавал. Их история «Нормы», которая не привязана ни к географии, ни ко времени или традициям – праздник победы жизни над смертью, свободы мысли и чувств над рутиной, триумф красоты, надежды, любви. Эта опера несёт в себе заряд силы, сметающей серую пыль с нашей сегодняшней реальности, в которой ещё хочется увидеть светлую надежду на спасение.

URL List