В юбилейный год Александра Островского столичные театры наперебой обращались к популярным пьесам драматурга. Выбор режиссёров ограничивался несколькими названиями, обойдя малоизвестные, но от этого не менее интересные работы классика. Почему так случается – вопрос риторический. Судьба «Леса» иная. Комедию ставят часто, то отправляя героев, словно по бессознательной инерции в условное «безвременье», то в сказочные пространства или излюбленные 90-е. Премьера на сцене филиала Театра Пушкина тоже несёт в себе дань эстетике 90-х, но здесь это не главное. Спектакль «Л.Е.С.» ̶ совместный проект Театра Пушкина и Школы-студии МХАТ, где играют студенты 3-го курса мастерской Евгения Писарева.
Режиссёр Евгения Дмитриева поставила молодёжную версию пьесы, не заставляя студентов погружаться в самобытность театра Островского. Несчастливцева сложно назвать великодушным дядей, а Аксюша не похожа на наивную девушку, угнетённую сироту. Между ними ощущается симпатия, а возможно, даже страсть. Аркашка Счастливцев с курьерским рюкзаком за спиной (туда он складывает консервацию), резок и взнервлен. В черной гламурной блузке он больше напоминает не бродячего актёра, а участника скандального телешоу. Дуэт Андрея Замятина (Несчастливцев) и Яна Сибряева (Счастливцев) кажется самым любопытным. Молодые актёры пусть неровно, но работают самоотверженно, широко, темпераментно, азартно, а главное в ансамбле. Монолог Несчастливцева и его музыкальные номера выглядят отдельными интермедиями, которые хотя и не вписываются в общее настроение, но однозначно раскрывают талантливого исполнителя.
Гурмыжская Алёны Долголенко – это истероидная дама, с резкими жестами, кукольной мимикой и постоянным желанием красоваться. Она не носит траур и в руках у неё нет «рабочего ящика». Героиня, как можно предположить, видит в Буланове (Арсений Никитин) возможность по-женски самоутвердиться. Завоевав угловатого мальчика, она тут же утихомирит свой нрав, успокоится, сотрёт косметику с лица и даже на какое-то время заскучает. Обаятельный Василий Бобров в роли Восьмибратова рисует достоверный образ современного «купца», он твёрд, улыбчив, по-своему прост и напорист. Он не церемонится со своим сыном (Артём Кучеренко), поэтому тот не пытается казаться уверенным. Ещё один яркий образ – Улита в исполнении Ляли Анпилоговой. С двумя тоненькими косичками, сутулая, шаркающая в шлёпанцах ключница большую часть спектакля не снимает с лица серьёзную маску.
Параллельно с героями «Леса» появляются на сцене Кабаниха (Вера Арсич), Тихон Кабанов (Тимур Водопьянов), Людмила Герасимовна (Кристина Гаспарян), Катерина (Вия Гека), Лариса Огудалова (Виктория Серикова), Терешка (Руслан Чагилов), Карандышев (Арсений Васильевых) и Паратов (Артём Ляшенко). Арсений Васильевых однозначно выделяется среди всех «гостей». Его Карандышев говорит подчёркнуто скрипучим, неприятным голосом, он очень зажат и внутренне напряжён. Гротесковая маниакальность делает образ ревнивца интересным и острохарактерным.
В финале все герои Островского располагаются у накрытого стола, но не столько ради торжества по случаю свадьбы Гурмыжской и Буланова, а чтобы посмотреть вместе телевизор. На маленьком экране демонстрируются последние кадры советского фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». «Ах, как играли-то! Как играли раньше!..» ̶ самоиронично зашумят обитатели усадьбы «Пеньки».
Спектакль собран из эстетически случайных приёмов, обрывков из пьес, юношеской восторженной игры, легкого, даже хулиганского настроения. В работе много проб, режиссёрских попыток посмотреть на сюжет глазами современной молодежи. Это направление присутствует и в сценографии Ольги Сусловой. Перед зрителем открывается образ обычной дачи – деревянные табуретки, небольшой столик, бочки с водой, скамейка, а в центре перегородка с окном, в которое «нырнет» Буланов за Гурмыжской.
«Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете», − мысль Островского в осмыслении режиссёра обретает ироническое звучание, что подтверждает заявленный жанр. «Это комедия» ̶ предупреждает Евгения Дмитриева перед спектаклем. И зритель действительно увидит комедию, где смешно, незамысловато, без претензий юные актёры разыграют шутку по отдалённым мотивам пьес Островского.