Концепция театрального фестиваля «Новые люди» направлена в первую очередь на поиск непривычных сценических форматов. Спектакль ТЮЗа столицы Татарстана Казани «Счастливая Шарлотта» попадает точно в лузу этой идеи смотра. Место проведения – любой бар в любом городе. В Москве это был Stand up бар на одной из старинных центральных улиц. Только вот новомодное выражение «stand up» совершенно не к лицу истории милейшей Шарлотты Ивановны.
Однажды драматург Ирина Васьковская задумалась о том, какое продолжение могла бы иметь судьба гувернантки из комедии Антона Чехова «Вишнёвый сад». И начала своё расследование с самого детства обездоленной, но не сдавшейся на немилость судьбы девочки Шарлотты.
Спектакль поставлен маленькой командой – режиссёром Радионом Букаевым, художницей Надеждой Ивановой и исполнительницей главной и единственной роли – заслуженной артисткой Республики Татарстан Еленой Калагановой.
Её представление больше всего походит на кабаре начала прошлого века. Весь нехитрый ретрореквизит тоже оттуда. И время действия, конечно же, то самое, «серебряное», чеховское, с вниманием к человеку до малейшего извива его характера и судьбы.
Шарлотта – человек, которого судьба взяла на абордаж прямо детства. Полу-немка, полу-француженка, она родилась в цирке шапито, быстро осиротела, но юные годы среди цирковых сделали своё дело – девочка навсегда осталась озарённой солнечным светом манежа, вдохновлённой притяжением его блеска, энергии и силой добра.
Трудно сказать, в чём Шарлотте повезло, а о чём стоит погрустить. Она умеет зарабатывать на хлеб фокусами. Поездила по миру. Встречала в жизни людей самых разных, но отнюдь не тривиальных – от фокусника Гудини и художника Тулуз-Лотрека до Гитлера.
Она не знала ласки, тепла, отдыха. Грозный двадцатый век «прогнал» девушку через череду испытаний и не подарил лучика настоящего счастья. Это понимаем мы, зрители, уже всё знающие про ушедший век и его историю. Шарлотта постигала её вместе с жизнью.
И всё-таки перед зрителями предстаёт абсолютно счастливый человек, который свой внутренний свет распространяет на всё, чего касается. Получается история вовсе не печальная. Тем более, что актриса шутливо обращается напрямую к каждому зрителю и даёт ему возможность поучаствовать в этом кабаре.
Классический «чаплиновский» образ неуклюжего, трогательного клоуна, маленького и одинокого человека, вынужденного упрямо сражаться с не всегда приветливым к нему миром, рождает настроение сочувствия и благодарности за надежду, что всё будет хорошо.
«… но номер кончен и гаснет свет, и никого со мною рядом нет… »