Завершение театрального фестиваля «Маршак». Впечатления

Фестиваль детских спектаклей – долгожданное событие для Воронежа. Билеты раскупаются в первый день продаж, а зрители от мала до велика стремятся попасть на самые разные постановки. За десять дней прошло 36 показов спектаклей со всей России, в рамках бесплатной программы состоялась книжная ярмарка, читка пьес, лекторий, мастер-классы, экскурсии. В девятый раз «Маршак» посетило больше десяти тысячи человек, что внушает надежду на большую и долгую жизнь фестиваля.

Детский спектакль рассказывает зрителю историю о фантазиях и мечтах, которые способны взволновать любого человека. Используя калейдоскоп приёмов, каждая постановка призвана коснуться сердца человека своей искренностью и неподдельной честностью.

Представляем подборку ярких впечатлений о нескольких спектаклях фестиваля.

«Маленький Мук» (6+), Театр юного зрителя, Воронеж
Режиссер – Виктория Печерникова

C помощью приёма «история в истории» раскрывается сказка о Маленьком Муке, уподобив спектакль сказочному альманаху. В первую очередь бросается в глаза органичное совмещение театра теней, драматического театра и театра кукол с восточным колоритом. Яркие пёстрые декорации обрамляют историю, возводя её в статус сна или фантазии. Происходящее на сцене словно обращается к внутреннему ребёнку любого возраста и лелеет первый восторг, испытываемый от постановки.

«Тоня Глиммердал» (9+), Театральный проект 27, Санкт-Петербург
Режиссер – Иван Пачин

Тоня – одна за всех. Актриса Евгения Ивашова, исполнившая роль бойкой главной героини, показала ещё с десяток ролей с помощью подручных средств. По мановению её фантазии, сцена заполняется добрыми и злыми соседями, заботливым отцом, задиристыми мальчишками и понимающей матерью. Декорации пряничной норвежской деревушки приоткрывают трогательную историю о старике Гунвальде и его дочери, которую он потерял много лет назад. Простота рассказа гармонирует с акцентами на важных темах о разводе, способности родителей говорить с детьми на одном языке, одиночестве и поиске родственной души.

«Остров сокровищ» (12+), РАМТ, Москва
Режиссер – Александр Коручеков

Зрелищный спектакль, который не скупится на помпезно украшенную сцену и рок баллады, открывает новый взгляд на архаично-медленное повествование романа Стивенсона. Придерживаясь оригинального сюжета, Александр Коручеков, тем не менее, создал масштабный проект, скрашивающий устаревающий текст с обилием терминов и монологов. Благодаря постановке, детский спектакль смотрится едва ли не блокбастером, где реалистичные пираты покоряют моря отнюдь не на бутафорском корабле, а Джим Хокинс предстаёт юношей, которому приходиться научиться проводить черту между хорошими и плохими поступками, а также защищать себя и свои идеалы. Для спектакля РАМТ даже сделал отдельный сайт, на котором можно найти схему старинного парусника и корабельный словарик.

«Зверский детектив» (6+), Karlsson Haus, Санкт-Петербург
Режиссер – Екатерина Ложкина-Белевич

Детский бестселлер, воплощённый с помощью драматического и кукольного театра, приобретает новые черты, отличающие его от ряда подобных постановок. Завораживающая музыка, использование небольшого состава труппы для отображения вереницы героев создаёт доверительную и уютную атмосферу. Одним из главных украшений спектакля стал Михаил Хлюнев, ожививший второстепенных персонажей. Среди красочных декораций раскрывается совсем не детская история об убийстве, однако, актёры так ловко жонглируют понятиями, что страх перерастает в азарт. Попытаться рассказать на языке театра детектив для детей кажется сложной задачей, однако, качественный юмор помогает восприятию.

«Ревизор» (16+), Театр кукол Республики Карелия
Режиссер – Игорь Казаков

Фокус внимания этого «Ревизора» сосредотачивается не на Хлестакове, а на городничем Сквозник-Духановском, который проходит все стадии постепенного нисхождения в безумие от страха и бессилия. Вокруг него беснуются его подчинённые в фантасмагоричных масках, вызывая дискомфорт не только от содержания истории, но и от её воплощения. Реализм сюжета, который актуален до сих пор, противопоставляется сюрреалистичному воплощению, созданному Игорем Казаковым – даже на балу играет лихое техно. С самого начала зритель напряжённо ожидает давно знакомой фразы о прибытии настоящего ревизора, однако режиссёрская задумка открывает зрителем как новый взгляд на историю, так и новую концовку.

«Летучий корабль» (6+), Пермский академический Театр-Театр, Пермь
Режиссер – Дамир Салимзянов

С первых звуков мелодий Максима Дунаевского всплывают ностальгические воспоминания о знакомом с детства мультфильме. Однако, пермский «Театр-Театр» дал истории новое оригинальное оформление, обрамив песни в канву современности.  Новый дух чувствуется в юморесках, отсылающих к хорошо узнаваемым людям с телеэкранов; костюмах, в которых художники постарались отразить актуальные подростковые тренды. Технически сложный спектакль, тем не менее, выстраивает на сцене довольно понятную историю, на которую откликается зритель.

Автор – Лада Кулинич (автор Telegram-канала Девушка у сцены)

URL List