От лирики до прозы. Спектакль «Война и мир. Наташа и Андрей», Новая Опера

Semi-stage проект «Война и мир. Наташа и Андрей» открыл традиционный Крещенский фестиваль в Новой Опере. Это совместная работа Новой Оперы, Молодёжной программы Большого театра и «Мастерской Брусникина», в которой масштабная опера Сергея Прокофьева была сокращена, а действие сконцентрировалось на истории любви главных героев Наташи Ростовой и Андрея Болконского.

Фото: Екатерина Христова

Из 13 картин оперы Прокофьева в постановку вошли девять. Перед глазами зрителей пролетают знакомство героев, первый бал Наташи Ростовой, обсуждение Андреем со своим отцом возможности женитьбы, увлечение Наташи Анатолем Курагиным и едва не состоявшееся бегство с ним, потрясение и разочарование Наташи, объяснение Пьера Безухова с Анатолем, начало войны, Бородинское сражение, ранение и смерть Андрея.

По сути, это камерный рассказ истории встречи, расставания, недоразумений и перипетий, в силу которых главным героям эпохального романа Льва Толстого и великой оперы Сергея Прокофьева не суждено быть вместе.

Фото: Екатерина Христова

Действие довольно динамично (режиссёр – Алексей Мартынов): подобно клипам одна картина сменяет другую. Минималистичные реквизит и декорации (художник – Сергей Рябов) легко вписываются в каждую последующую часть, а появляющиеся в отдельных эпизодах почти прозрачные белые колонны добавляют шарма. На сцене всё быстро и без затруднений меняется и трансформируется, подчёркивая подвижность обстоятельств, хрупкость как человеческих взаимоотношений, так и политической обстановки.

Чудесным визуальным дополнением действию на сцене стала видеопроекция художницы Веры Ахмеджановой, созданная в стиле чёрно-белого кино. Подобно исторической хронике видеоряд «комментирует» развитие сюжета, подчёркивает лирику истории главных героев, которая тонет в прозе жизни.

Фото: Екатерина Христова

Нарастание драматизма и напряжения, неизбежность трагического финала подчёркивает оркестр под руководством Тимура Зангиева: спокойный ход партитуры с детальными монологами во второй половине действия ускоряется, местами становится грозным, взволнованным и даже отчаянным.

Индивидуальность и характеры своих героев в вокальных партиях подчёркивают артисты. Альбина Тонких ярко выражает надежды и отчаяние Наташи Ростовой, Максиму Лисиину, исполнившему партию Андрея Болконского, присуща внешняя сдержанность при бушующих внутри страстях. Илья Легатов (Пьер Безухов) слегка нервозен, но решителен, Ульяна Бирюкова (Элен) – дерзка и очаровательна, Анна Юркус (княжна Марья) – невозмутима и покорна судьбе. Весь ансамбль артистов, а также хор существуют как единое целое, убедительно рассказывая историю несбывшихся надежд и прощания с иллюзиями.

URL List