В один из вечеров традиционного Крещенского фестиваля в театре Новая Опера исполнили «Реквием» Джузеппе Верди – произведение столь же популярное, как и оперы композитора. Концерт был посвящён памяти дирижёра Юрия Темирканова, который ушел из жизни в ноябре 2023 года, и был пронизан как скорбью об утрате великого человека, так и мыслью о его бессмертии.
Джузеппе Верди написал «Реквием» в начале 1870-х годов. В этот период жизни композитор испытал немало личного горя: один за другим ушли из жизни несколько близких ему людей. Первое исполнение «Реквиема» состоялось в 1874 году, в годовщину смерти писателя Алессандро Мадзони, которого Верди почитал. Успешная премьера прошла в Милане под управлением автора и с участием лучших певцов Италии.
«Реквием» Верди – монументальное произведение для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра, в котором композитор нарушил канон заупокойной службы, сочинив лишь семь частей (вместо двенадцати). Обратившись к традиционным формам католической заупокойной обедни, он наполнил их новым содержанием. В произведении присутствуют оперные музыкальные образы и яркие сольные эпизоды.
Для Новой Оперы «Реквием» – сочинение особенное. Основатель театра Евгений Колобов не раз исполнял его, после смерти дирижёра произведение часто звучало на Крещенском фестивале. Посвящение концерта памяти Юрия Темирканова на фестивале этого года также не случайно: Колобова и Темирканова связывала многолетняя дружба. Именно Темирканов пригласил в 1981 году молодого Колобова работать в Ленинградский театр оперы и балета (ныне Мариинский). После смерти Колобова в 2003 году Темирканов поддерживал Новую Оперу.
Дирижировал «Реквиемом» Верди на фестивале этого года Анатолий Левин. Трагический пролог сменили картины страшного суда, в завершении которого лирические эпизоды подчеркнули скорбь, трагичность и отчаяние, переходящие в умиротворение. Здесь гневный протест против смерти, достигнув своего апогея, сменился выражением любви к жизни, беспомощность перед неизбежностью смерти – осознанием радости земного существования.
Сольные партии мастерски исполнили Елизавета Соина (сопрано), Анастасия Лепешинская (меццо-сопрано), Хачатур Бадалян (тенор), Виталий Ефанов (бас). Как всегда, был на высоте хор Новой Оперы – ему подвластны самые сложные и эмоциональные эпизоды любой драматической истории.