Есть в обществе устойчивое мнение, что детство – это такой большой мыльный пузырь радости, радужный и недолговечный, поэтому нужно всячески ограждать детей от всего, что может их огорчить. Только вот беда иногда так меняет жизнь, что не заметить очень сложно.
И взрослый, который в этом изменившемся воздухе старательно делает вид, что всё по-прежнему, выглядит или лгуном, или глупцом. Значит, говорить о сложном и болезненном с детьми всё-таки надо. А как, если очень боишься сказать не то, усугубить горечь и непонимание, всё сломать? Просто не знаешь, с чего начать?
Могут помочь книги.
«Чудесный сад Эвана», Брайан Лиис, перевод с английского Екатерины Шаталовой
Издательство Гудвин
Лис и его лучший друг Пёс неразлучны: вместе веселятся, вместе работают в саду. Судя по картинкам, где Лис одет и ходит на двух лапах, а Пёс раздет и бегает на четырёх, Пёс всё-таки – домашний питомец Лиса. А век питомца часто короче века хозяина. Так и здесь. Пёс умирает, и Лис безутешен. Он даже уничтожает свой прекрасный сад, потому что в мире без Пса всё это цветущее изобилие кажется оскорбительным. Тьма, сорняки и горе, но вот проросло какое-то случайное тыквенное семечко – и лапа не поднимается вырвать росток. Уход за тыквой медленно, постепенно возвращает Лису волю к жизни.
«Когда дедушка исчез» Глория Гранелль, илл. Ким Торрес, перевод с каталонского Надежды Беленькой
Издательство Городец
Это разговор о старости даже больше, чем о смерти. Дедушка проводит с маленькой внучкой своё последнее лето и говорит ей, что люди постепенно изнашиваются и непредсказуемо теряют разные свои части: зубы, слух, голос. Подвижность. Память.
Страшный опыт – когда близкий человек становится всё больше не собой. Гранелль и Торрес тёплыми словами и солнечными картинками делают его чуть более переносимым. А ещё, когда дедушка действительно исчез, героиня начала замечать, что её младший брат находит то, что потерял дедушка: зубы, координацию движений, их с дедушкой любимые песни. Родители продолжаются в нас, мы продолжаемся в детях – ценная мысль, донесённая в «Дедушке» без лишнего пафоса.
«Мамины волосы» Гру Дале, илл. Свейн Нюхус, перевод с норвежского Алёны Дарской
Издательство Поляндрия
О депрессии с детьми говорить ещё сложнее, чем о смерти, хотя бы просто потому, что гораздо непривычнее. Тем временем у человека в депрессии очень сильно меняется поведение и реакции, так что поговорить с малышом на тему «мама тебя всё ещё любит, просто сейчас у неё кое-что сломалось» очень сильно помогают такие вот поэтичные-метафоричные истории.
Маленькая Эмма замечает, что мамины волосы, раньше мягкие и солнечные, теперь запутались и напоминают непроходимую лесную чащу. А ещё мама совсем не встаёт с кровати, даже когда Эмма голодна. Значит, нужно распутать волосы, а заодно и мысли! Но одна Эмма ни за что не справится.
«Мы – львы» Йенс Маттсон, илл. Йенни Люкандер, перевод со шведского Юлии Колесовой
Издательство Городец
У двух братьев есть своя особая игра: они – львы, а дом, двор и даже магазин – их саванна. Когда один братец серьёзно заболевает, прайд перемещается в больничные коридоры, а охота не прекращается. Выживет второй лев или нет, мы не знаем. Финал открытый. Это и бесценно: можно пофантазировать дальше, дорассказать историю разными способами. Да и слишком мало у нас красивых книг о том, что больной – не странное существо, которого стоит побаиваться или чрезмерно опекать, а всё тот же твой близкий, пусть и со своими ритуалами и временными ограничениями.
«Уличные люди» Ирина Кравцова, илл. Альбина Шайфутдинова
Издательство КомпасГид
Самая «взрослая» книга в подборке, с маркировкой 12+, но можно и лет с десяти. Графический репортаж о жизни бездомных, об их психологии, ограничениях, о трудностях «выхода с улицы» и о механизмах работы благотворительных организаций. Очень разные истории бездомных, изложенные без лишнего пафоса и давления на болевые точки. Можно сказать старомодно – «учебник милосердия». Можно посовременнее: хорошо прокачивает эмоциональный интеллект.
Резонный вопрос: если в нашей семье, слава Богу, всё хорошо, то и такие книги, наверное, не нужны?
Ответ: и в школе, и в садике, и просто на улицах есть и другие люди с разными судьбами. Общения, а значит, и отголосков их бед, не избежать. Внимательность и деликатность, основу здорового общения, ребёнок получит как раз читая и проживая такие «неудобные» истории.
Автор – Елена Нещерет