Пустой чемодан жизни. Спектакль «Глазами клоуна», Театр Вахтангова

В числе своих любимых писателей лауреат Нобелевской премии по литературе Генрих Бёлль называл Федора Достоевского. Как и русский классик, немецкий гуманист вглядывался в трагические страницы истории, исследовал внутренние противоречия общества и человека, размышлял о природе добра и зла… В общем, мучился «проклятыми вопросами». Задавать их – главная цель дипломного спектакля студентов Театрального института имени Бориса Щукина «Глазами клоуна», который идет на сцене Театра имени Вахтангова.

Источник фото: официальный сайт Театра Вахтангова. Фотограф Яна Овчинникова

Так, во всяком случае, формулирует ее режиссер постановки Эльдар Трамов. Роман Бёлля «Глазами клоуна» можно превратить в глубокомысленное послание потомкам. Но для Трамова и молодых актеров в нем важны не выводы, а вопросы; не безупречная выверенность шедевра мировой литературы, а творческий поиск; не реализм, а буффонада, фарс. Такое восприятие отнюдь не противоречит замыслу писателя: Бёлль неслучайно показывает послевоенную Германию глазами «артиста комического жанра».

Ганс Шнир в исполнении Мамуки Патаравы – прекрасный, чуть ли не идеальный клоун: задорная улыбка и грустный взгляд, раскованность и почти детская невинность. Ганс наслаждается игрой, однако в нем нет ни капли фальши. Чего не скажешь о других членах респектабельного семейства Шниров.

Источник фото: официальный сайт Театра Вахтангова. Фотограф Яна Овчинникова

Лицедей Ганс появляется на сцене без грима и практически без одежды (символ искренности и беззащитности), а его отец (Константин Лобачев) и мать (Анастасия Джентилини), сестра Генриэтта (Николь Осыченко) и брат Лео (Андрей Павлов) напоминают ярко размалеванных кукол. Они обманывают окружающих и самих себя, надевают маски, чтобы скрыть неприглядную правду. Крупный промышленный магнат, миллионер Альфонс Шнир страдает патологической скупостью. Его жена, возглавляющая комитет по борьбе с расовыми противоречиями, совсем недавно поддерживала нацистов. Она отправила свою шестнадцатилетнюю дочь служить в зенитные войска, где девушка погибла. Лео, будущий священник, ставит нормы и правила выше милосердия. И даже для возлюбленной Ганса Мари (Анна Ляхова) абстрактные «моральные принципы» оказываются важнее любви.

В стихии клоунады молодые актеры чувствуют себя как рыба в воде. Они разыгрывают короткие комические сценки, изображают пантомиму, рассказывают анекдоты, запускают бумажные самолетики и надувают разноцветные шары, не забывая периодически обращаться к публике. В короткий (час с небольшим) спектакль Эльдару Трамову удалось уместить целый калейдоскоп эффектных эпизодов, но, как ни парадоксально, постановка порой кажется монотонной.

Источник фото: официальный сайт Театра Вахтангова. Фотограф Яна Овчинникова

Возможно, дело в том, что образ главного героя в ней лишен внутреннего движения, развития. Ганса Шнира мы видим в крайней точке, на грани, почти на дне. Все самое страшное в его жизни уже случилось, и монолог грустного клоуна – лишь описание роковых выборов, которые сделали его близкие, долгий перечень разочарований и потерь. Как жертва кораблекрушения, Ганс цепляется за обломки воспоминаний, надеясь найти в них спасение, выход из духовного тупика. Но, в отличие от Бёлля, Трамов не оставляет герою никаких шансов. В конце романа Ганс Шнир отправляется петь на вокзал, надеясь заработать на жизнь и вновь увидеть любимую. В конце спектакля он размышляет о том, как воспримет Мари его смерть, и забирается в пустой чемодан. Игра окончена, артист сходит с подмостков.

Источник фото: официальный сайт Театра Вахтангова. Фотограф Яна Овчинникова

Контраст между клоунадой и скрытой за ней безысходностью мог бы придать постановке внутренней динамики. Судя по всему, она и задумывалась как трагифарс, однако этот выигрышный жанр требует равнозначности, равноправия двух полюсов – комического и трагического. С первым в дипломном спектакле щукинцев нет проблем, но добиться того, чтобы улыбающийся после очередной пантомимы зал захлестывали волны отчаяния, актерам, увы, не удалось.

Нет, они не халтурят и, выполняя поставленную режиссером задачу, задают вопросы. Точнее, задаются ими. Многими, разными. Но не тем единственным, который имеет значение для Ганса Шнира: что делать, когда потерял все? Родных и возлюбленную, призвание и источник дохода, ориентиры, смыслы, перспективы, веру и надежду…

Вдохновенно играя с жизнью и в жизнь, создатели постановки действительно показывают мир глазами клоуна, упустив лишь одну деталь: для самого этого клоуна продолжаются только утраты и смерть.  

Автор – Татьяна Ратькина

URL List