Новинки итальянского кино в российском прокате: «Лучшая жизнь» и сборник короткометражек «Быть женщиной»

По приглашению наших друзей из дистрибьюторской компании «ПилотКино» побывали на двух премьерах итальянских кинолент. Обе картины были ранее представлены на Российско-итальянском кинофестивале RIFF в ноябре–декабре 2023 года и сейчас идут в кинотеатрах.

Лучшая жизнь (Il Colibri), 2022

Сюжет фильма выстроен из эпизодов жизни офтальмолога Марко Каррера (Пьерфранческо Фавино) – нелинейных воспоминаний о важных моментах и людях. Весь путь Марко – это проживание травмы, трансформация потрясений в энергию покоя и замедление до полной остановки.

Фото предоставлено пресс-службой «ПилотКино»

Режиссёр Франческа Аркибуджи показывает жизнь клубком нервных импульсов, мир – бесконечной сетью связей. События и герои фильма соединены невидимыми нитями. Одни – натягиваются и рвутся, другие – перекрещиваются и запутываются в сложный клубок, третьи – затягиваются смертельной петлёй, но все они держат человека на коротком поводке судьбы. А сýдьбы у героев максимально кинематографичны: трудные жизненные обстоятельства, психические расстройства, нервные срывы и скандалы приводят к тяжёлым последствиям.

Другая паутина, опутывающая мир, состоит из лжи, измен и предательства. Обман преследует героев и распространяется, как вирус, внедряясь в здоровые клетки, – становится привычной нормой жизни. Каждая неправда искривляет ход мыслей и искажает картину реальности, отправляя человека в иллюзорное пространство, где он абсолютно одинок.

Фото предоставлено пресс-службой «ПилотКино»

Хаотичная смена лиц и эпох на экране, необъяснимые поступки героев и скачкообразная логика повествования мешают сложить все кадры в единое понятное высказывание. А может быть, суть высказывания как раз в том, что хаос, ложь и спутанные нити – трагедия, которую мы проживаем прямо сейчас. Возможно, этот фильм – очередное предупреждение: человечество утратило смысл бытия, жизнь – уже не жизнь, а затянувшаяся попытка самоубийства. Всё, что нам остаётся, – это освободить планету для людей будущего.

Italian best shorts 7: Быть женщиной, 2022

Альманах лучшего короткого метра из Италии – всегда подарок для любителей итальянского кино: где ещё получишь столько инсайтов о том, чем живёт страна и вдохновляются её кинохудожники? На этот раз в сборник попали фильмы, посвящённые женщине. Шесть героинь из шести новелл – наши современницы, которые ищут ответы на вопросы: кто я, зачем живу, какова моя роль и достойна ли я её, кто меня окружает, почему бывает больно и что значит любить по-настоящему. Истории получились разными по стилю, настроению и силе воздействия; среди них есть и обычные бытовые зарисовки, и настоящие художественные произведения. 

Фото предоставлено пресс-службой «ПилотКино»

К числу последних несомненно относится первая новелла «Рождение звезды» (режиссёр Джеймс Борт, 2017). Самая воодушевляющая и красивая история – не в последнюю очередь, благодаря теме балета. Но дело не только в пуантах и фуэте: за 19 минут фильм успевает раскрыть всю гамму человеческих чувств каждого героя (в одной из ролей снялась Катрин Денёв), развить внятный сторителлинг, показать напряжённое ожидание, внешний и внутренний конфликты, и дать актёрам «развернуться». Отдельное удовольствие – видеть глубокий реверанс в сторону русского балета и Большого театра.

Комедийную сторону сборника раскрывает новелла «Свадебное платье» (режиссёр Рафаэль Фарина Иссас, 2018). Главная героиня, вынужденная кормить никчёмную семейку, одержима идеей-фикс нарядить дочь-невесту в роскошное свадебное платье. Симона, чьей жизни не хватило бы на то, чтобы заработать на этот наряд, до смеха поражает своей материнской изобретательностью и вместе с тем вызывает сожаление: за свой ежедневный подвиг она никогда не получит адекватную награду.

Фото предоставлено пресс-службой «ПилотКино»

В целом довольно сложно назвать подборку ‘italian best’: лишь в половине героинь угадываются итальянки, то же и с режиссёрами. Кроме того, с точки зрения затронутых тем, фильмы совершенно европейские, попадающие в болевые точки глобальных трендов. В итоге – зритель, настроенный на кино «с национальным акцентом», может быть разочарован, поэтому рекомендуем смотреть сборник без итальянской «оптики».

URL List