«В постановку не вошло то, что не является Маяковским». Интервью с режиссёром и командой спектакля «Маяковский (Дело №50)» в Театре Армии

В 2023 году на экспериментальной сцене Театра Армии прошла премьера, приуроченная к 130-летнему юбилею Владимира Маяковского. Режиссёр Мария Апексимова (Шмаевич) реализовала свою давнюю мечту – поставила спектакль о любимом поэте так, что в нём нет ничего кроме самого поэта. 

Фото: Яна Булаш

Действие заряжено энергетически и творчески и обладает особой духоподъёмной силой. Диалог динамики и статики, геометричные движения, руки как стрелки часов, говорящие животы (и другие части тела), падения и поддержки – Мария Апексимова (Шмаевич) умеет ставить спектакли, которые не поддаются стандартной жанровой классификации, но при этом ощущаются как 100% театр. И 100% коллективное творчество – не только технически, но и эмоционально. А ещё кажется, что у команды с Маяковским какие-то «личные счёты» и каждый по-своему от него без ума. 

Обо всём этом мы поговорили с создателями спектакля. У режиссёра спросили, как родилась идея постановки, что послужило вдохновением, как отбирался и сшивался литературно-документальный материал, что отражает пластика. Композитор и музыкант рассказали о том, какими нотами и инструментами для них звучит знаменитый поэт. Актёры признались, что значит Маяковский для каждого из них, что им отзывается в его персоне и поэзии и как поменялось отношение к нему за время выпуска спектакля.

Мария Апексимова (Шмаевич), режиссёр:
— Маяковский для меня с детства – особенный поэт: есть он, а потом уже все остальные. Сначала папа читал мне стихи Маяковского, его биографию и переписку. Потом, помню, классе в четвёртом я обнаружила в нашей коммунальной квартире несколько красных томов Маяковского, и там – первое стихотворение «А вы могли бы?» (Я сразу смазал карту будня…). Я его читала и со мной происходило что-то непонятно. Я стащила из дома этот красный том, принесла его учительнице русского языка и литературы и попросила её объяснить стихотворение. Она сказала: «Вырастешь – поймёшь», а я тогда страшно обиделась. И этот случай засел глубоко в моём подсознании – до того момента, пока я не захотела сама ответить на все вопросы. 

Позже, когда училась на режиссёрском факультете, я наткнулась на книгу, изданную домом-музеем Маяковского. Это сборник документов – допросы, свидетельства, различные бумаги, связанные с делом о смерти Владимира Владимировича. Книга меня страшно увлекла, и на основе этой книги, а также автобиографии поэта, его стихов и писем, как раз и была написана инсценировка будущего спектакля. И для меня было принципиально важно не включать в эту постановку то, что не является Маяковским. Только свидетельские показания, никаких других рассуждений. Мне хотелось, чтобы в спектакле был только он, потому что это человек, в которого я влюблена. Я бесконечно люблю его поэзию, но даже не могу подобрать слов, адекватных тем чувствам, которые я испытываю, читая стихи Маяковского. Придумать, написать и поставить инсценировку стало для меня принципиальным делом. 

Фото: Мария Никифорова

Первое решение спектакля было сделано давно. С группой артистов, которую я собрала в Театр-лабораторию Futuroom, мы ездили по разным московским площадкам со спектаклями. Тогда мы и сделали первую «пробу пера» с Маяковским. А уже здесь, в Театре Армии, появилась новая возможность: у Владимира Владимировича был юбилей в 2023 году и руководство театра приняло решение сделать спектакль к этой дате. Я давно хотела восстановить спектакль: возможностей никаких не было, но внутри меня всё время жила эта надежда. И вот она осуществилась! В Театре Армии мы выпустили спектакль ещё раз, и в нём играют актёры, которые играли в нём раньше. Двое из них были заняты в той первой версии – Серёжа Иванюк, бессменный исполнитель роли, и Ярослав Бережнов. 

В аннотации на сайте написано, что наш спектакль – признание в любви Владимиру Владимировичу, и это правда. Мне кажется, я его своей природой сильно чувствую, читаю его с удовольствием. Когда мы делали первую версию, я принесла инсценировку, собрала актёров и читала им пьесу «Владимир Маяковский» – эпизод, который потом вошёл в спектакль. Актёры тогда не понимали, как это работает, как это всё читать. Мы долго разбирали материал (так же потом было и здесь, с труппой Театра Армии), и я их попыталась поместить в своё ощущение Маяковского, в своё слышание, – потому что мне хотелось, чтобы они читали именно так, как я это слышу. У этих стихов музыкальное звучание, оно особенное, отдельное, но их обычно читают немного по-другому. Я слышу, как они звучат, и даже слышу, как звучит автобиография Маяковского. Это внутреннее звучание я попыталась передать актёрам. 

В спектакль мне хотелось уместить много всего. Почему там нет отдельных персонажей, а есть 6 актёров, которые играют Маяковского? (Это всё один и тот же Маяковский.) Потому что каждый из актёров является какой-то гранью этой величины, этой глыбы, этого совершенно невероятного человека. Мне хотелось через разных актёров передать многогранность этой творческой личности, этого великого, прекрасного поэта, человека, гражданина. Спектакль построен на пластике, которая связана с тем моим ощущением, в которое я вовлекала актёров, и мы через ощущения искали внутреннее содержание. Форма найдена за счёт образов, впечатлений от содержания текста. Текст и движения не всегда совпадают: иногда это совпадение, иногда контраст, иногда игра на ощущениях.

Фото: Яна Булаш

Сергей Иванюк, актёр:
— Когда Мария Львовна предложила мне участвовать в спектакле про Маяковского, я, конечно, согласился. Но прочитал первые строки его стихов и понял, что ничего не понял. Я раньше не сильно увлекался Маяковским, мягко говоря. Для меня это всё звучало как набор рандомных слов. Но в процессе работы для меня открылась целая планета, даже целая вселенная внутреннего мира этого поэта! Его образы настолько попали в мою природу и эмоциональную сущность, что это совершенно перевернуло моë сознание и даже понимание возможностей актëрского существования. Маша дала совершенно невероятный ключ к его творчеству. Это было потрясающее чувство, к которому я обращаюсь до сих пор, – и не только когда играю этот спектакль!

Фото: Яна Булаш

Илья Баранов, актёр и композитор: 
— Для композитора-актёра Маяковский звучит разноцветными нотами, в поэзии Маяковского – и Шнитке, и Вивальди, и Баранов. От звука печатной машинки, скрипов, стуков и разнообразия перкуссии – до мелодичных касаний клавиш рояля. В Маяковском есть всё, и звучит он всегда по-разному. Музыкальное полотно – неотъемлемая часть жизни спектакля: как петелька и крючочек, настроение, характер – всё гармонирует между собой. Музыка здесь – ещё один неотделимый персонаж, своего рода трикстер.

Фото: Яна Булаш

Мария Швыдко, актриса:
— Маяковский для меня – человек очень трепетный и наивный, как ребёнок, хотя его внешность и фактура брутальны и строги. Маяковский – бунтарь, он очень эмоционален, и в нашем спектакле это чувствуется с первых и до последних минут, передаётся его отношение к жизни и творчеству: он художник, который не боялся творить и делал то, что чувствовал.

Как жаль, что мы не живём в его время! Мне бы очень хотелось с ним познакомиться или хотя бы вживую его увидеть, почувствовать его энергию, которой было очень много. Буря! Когда слышишь первые строки из Маяковского, то сразу понимаешь, что это его стихи, потому что он писал в своем персональном стиле и с собственным отношением. Но стихи у него очень разные, можно проследить периоды от любви до отчаяния. При этом есть потрясающее детское стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Какое смешное и при этом метафоричное! А его терзания в любви? Поэма «Облако в штанах» – нежная и страстная. У Маяковского вечные контрасты, он, мне кажется, был человеком контрастов. Да, я не знакома с ним, но через его творчество можно понять, что он хотел донести и что он чувствовал! 

Больно за него и грустно. Но он жил как талантливейший поэт – чувствами – и выражал их на бумаге. Маяковскому столько всего хотелось сказать, он просто не мог остановиться. Он был вечным двигателем, в вечном поиске и познании, он, мне кажется, был энтузиастом! И в нашем спектакле это чувствуется: в потоке этой жизни он движется вперёд, но в разных обстоятельствах и, к сожалению, печальных в конце его насыщенной и интересной жизни.

Фото из личного архива Ильи Кириличева

Илья Кириличев, музыкант:
— У спектакля не совсем обычная партитура в музыкальном понимании: помимо реального музыкального сопровождения создано уникальное саунд-пространство, требующее большой концентрации внимания и глубокого погружения в материал и атмосферу спектакля. Для того чтобы отследить, подчеркнуть или акцентировать, озвучить все движения, а кое-где лишь полувзгляды, мысли и слова актёров, – нужно думать вместе с ними, читать текст, дышать и главное – чувствовать. Это довольно необычно и вовсе не просто, но очень интересно и уникально каждый раз.

Фото: Яна Булаш

Алёна Губанова, актриса:
— Маяковский для меня является, наверное, самым мощным поэтом – эмоционально и энергетически. Во всяком случае, я его так чувствую с тех пор, как мы начали репетировать наш спектакль. Раньше, в школе и в театральном институте, когда я изучала его творчество, он казался мне довольно тяжёлым и будто «каменным». Но в процессе репетиций и разбора Марии Львовны я стала чувствовать его совсем иначе. Да, таким же сильным, но в то же время очень чувственным, нежным, душевным, тонким, даже ранимым. 

Я стала сопереживать ему, как будто бы погрузилась в его мир, в те обстоятельства и события, которые его окружали и которые он проживал. Я почувствовала его боль, и она помогла тогда понять его суть и помогает сейчас играть нашу историю о нём. Думаю, именно точки его боли и оживляют его для меня. И с каждым следующим спектаклем, который мы играем, я открываю для себя Маяковского всё больше и с разных сторон. 

Ещё меня восхищает и удивляет его способность любить – с огромной силой и как будто не жалея себя для этой любви. Кажется, будто так любить мог только он. 

Я безмерно благодарна за возможность работать в таком спектакле! Он даёт мне пространство для актёрского роста, и я получаю огромное удовольствие, играя его с нашей любимой небольшой командой.

Билеты

URL List