Александра Розовская – актриса Российского академического Молодёжного театра (РАМТ), исполнительница роли Рози Войт в спектакле Театра Антона Чехова «Спасатель». На одной сцене с Фёдором Добронравовым и Геннадием Хазановым, Александра раскрывает сюжет «смертельной комедии» по пьесе канадского драматурга Норма Фостера. Её Рози обаятельная девушка, которая многим жертвует ради отца. Но встреча с человеком, у которого в кармане спрятан клоунский нос, а за душой – любовь к жизни, до неузнаваемости меняет мир вокруг и саму Рози.
В юбилейный 35-й сезон Театра Антона Чехова мы поговорили с Александрой Розовской о её роли в «Спасателе», знаменитых партнёрах и проблемах современного театра.
Когда состоялось ваше знакомство с Театром Антона Чехова?
Я давно знала об этом театре и о спектаклях Леонида Трушкина. Профессиональное знакомство случилось, когда мне совершенно неожиданно позвонили и предложили ввестись в «Спасатель». Мне назвали фамилии «гигантов», которые работают в этом спектакле и, с одной стороны, это произвело огромное впечатление, я обрадовалась, но с другой стороны – возникли тревога и страх. Когда я пришла посмотреть спектакль, меня посадили в первый ряд. Это сразу испугало, потому что первый ряд никогда не прощает неправды на сцене. Актеры, как под лупой, это всегда «крупный план». Если быть честной, я переживала: именитым и авторитетным артистам порой свойственно уставать в профессии, и они «выезжают» благодаря своим наработанным годами штампам. Но когда начался спектакль, я увидела Фёдора Добронравова и Геннадия Хазанова – великолепных, талантливых артистов, которые играют историю как в первый раз. Абсолютно живые, честные, настоящие, они выкладывались на сцене на все миллион процентов, я была впечатлена их актерскими работами и спектаклем в целом, искренне загорелась этой постановкой. Я убедилась, что в Театре Антона Чехова играют артисты, не уставшие от профессии, а живущие ею.
Вы без колебаний согласились на роль в «Спасателе»?
Конечно, сразу согласилась. Когда тебе говорят, что твоими партнёрами будут Добронравов и Хазанов возникает чувство пугающей ответственности, но это и большой шаг для молодой актрисы. Шаг, который помогает побороть страхи и учиться мастерству.
Партнёры давали вам советы? Сразу ли удалось найти общий язык?
По моим ощущениям, мы сразу нашли контакт. Как показывает практика, чем выше профессионализм, тем меньше звёздных заморочек у артистов. Фёдор Добронравов и Геннадий Хазанов – две сильные личности, потрясающие люди, открытые, заинтересованные в том, чтобы тебя поддержать. Чувствовалось, что вместе мы делаем классное дело! Весь творческий процесс партнёры поддерживали меня, ведь мне нужно было быстро «впрыгнуть» в материал. Советы давали, но не навязчивые, а направляющие и делали это всегда максимально деликатно. Я прислушиваюсь, потому что доверяю им. Более того, я сейчас чувствую себя вправе предлагать что-то своё. Я понимаю, что не встречу неадекватную реакцию, поэтому ощущаю себя в безопасности. Геннадий Викторович и Фёдор Викторович всегда открыты и находятся на творческой волне. Ещё один подарок – возможность импровизировать. Для меня «Спасатель» – это спектакль, где всё сошлось: партнёры, режиссёр, прекрасный материал, через который можно высказываться.
Многие актёры отмечают основательный разбор, которым с ними занимается во время «застольного периода» Леонид Трушкин. С вами это тоже было?
Да, «застольный период» был даже у меня, учитывая мой срочный ввод. Мы много времени сидели и подробно разбирали текст. Я знала и понимала не просто каждую сцену, но и каждую фразу, каждое слово. Когда мы встали на ноги (это произошло практически перед спектаклем), я вдруг поняла, что такой подход был абсолютно правильным. 90% времени просидели, проговорили и всё у меня внутри уложилось, появилась уверенность. Мы сразу играли спектакль без прогона. Это интересный опыт. Я благодарна Леониду Григорьевичу за то, что он принял меня со всей моей индивидуальностью и был гибок.
Ваша героиня многим жертвует ради отца, а потом, в минуту слабости, укоряет его за это. Насколько, на ваш взгляд, Рози самодостаточный человек, что в её характере вам кажется главным?
Мне кажется, что проблема моей героини, как собственно и проблема её отца, в том, что они оба умеют любить, но не умеют любить себя. Герой Фёдора Добронравова – Джони Хайнс – как раз учит любви к себе. Главным в характере Рози является любовь к отцу, но для самодостаточности ей не хватает смелости развернуться к себе, начать выбирать себя. Это не отменяет любви к другим, но даёт опору, которой изначально у Рози нет, и из-за которой она теряет семью. Как показывает финал, всё у неё сложится хорошо. Тема любви к себе, веры в себя сквозит через весь спектакль. Надеюсь, зритель это считывает.
Вам в жизни приходилось встречать такие взаимоотношения между дочерью и отцом?
Да, нам свойственно жертвовать собой ради других, поэтому такие ситуации в семьях между родственниками рядовая история. К сожалению. Когда мне нужно было прийти на первую репетицию, я очень переживала, потому что не была знакома ни с Добронравовым, ни с Хазановым. Перед встречей, я позвонила своему отцу, который с юности знаком с Геннадием Викторовичем, и обратилась за советом: «Мне страшно, у меня сцена, где героиня приходит к отцу, они ссорятся, а в конце она в грубой форме говорит ему – “Я тебя ненавижу!”» После паузы, папа отвечает: «Это у тебя должно получиться!» (смеётся) Он так сказал не потому, что я ему когда-то говорила подобное, этого не было и не будет. Эту историю очень любит Геннадий Викторович и я. В результате у нас сложились тёплые отношения. Геннадий Викторович – член семьи, я его люблю и благодарна судьбе, что «Спасатель» нас познакомил.
Герой Геннадия Хазанова меняется к концу спектакля, он по-новому начинает смотреть на мир, благодаря Спасателю. В вашей жизни встречались люди, которые кардинально меняли взгляды, принципы?
Много лет назад, когда это ещё не было модно, я увлеклась психологией. Тогда не было ещё таких перемен в мире – эпидемий, войны проходили не так близко. Но всё равно мы всегда сталкиваемся с проблемами, нам приходится испытывать боль и трудности. Спасатель Добронравова так верит в другого человека, так его любит, принимая таким, какой он есть, что в результате персонаж Геннадия Викторовича меняется и освобождается от своих установок. По сути это тоже терапия. Именно это произошло со мной. Сейчас заканчиваю обучение на экзистенциального психолога. Надеюсь, что когда-нибудь и я смогу стать для кого-то тем, кто может поддержать и подарить правильные перемены в жизни.
Почему действие спектакля разворачивается на детской площадке?
Я воспринимаю это как метафору. Взрослые участники истории ведут себя как дети, обижаются, не слышат друг друга, капризничают, но в результате качества, больше свойственные детям (открытость, вера, юмор), помогают им решить проблемы. Иногда, чтобы стать взрослым нужно признать в себе ребёнка, и тогда ты становишься более целостным. Персонаж Фёдора Викторовича может позволить себе колесо сделать, кататься на карусели, съезжать с горки. Этим он и привлекает – молодой энергией жизни! Через эту метафору мы должны добраться до зрителя и разбудить его спящее нутро, сказать: «Эй, вспомни, как ты радовался жизни в детстве, как ты всему удивлялся, когда ты мог получать впечатления от самых простых вещей!» Быть взрослым – это не значит закутаться в плед и ждать конца. Быть взрослым – это значит нести ответственность за свою жизнь, делать её яркой и радостной.
«Спасатель» – трагикомедия. Зрители смеются весь спектакль, а в финале плачут. Что самое сложное в этом жанре для вас, как актрисы?
Вся жизнь состоит из того, что страшное и драматическое идёт совсем близко с радостным и весёлым. Не бывает постоянно чего-то одного. Конечно, нам всегда хочется счастья, но жизнь устроена иначе. Я стараюсь на сцене максимально проживать разные эмоции. Сложного ничего нет, потому что я получаю одинаковое удовольствие и от сцен, где сквозит юмор, и где есть глубина, трагизм, боль. В этом большая радость для актрисы, когда можешь проявляться в разных качествах. В зависимости от твоего настроения и периода в жизни, ты свои личные темы сублимируешь в ироничные и драматические сцены, которые вызывают и смех, и слёзы.
Почему «Спасателя» стоит увидеть зрителям? На что вы бы обратили внимание тех, кто будет смотреть спектакль впервые?
Сейчас это особенно актуальный материал. Я очень рекомендую посмотреть наш спектакль, потому что он будит, вдохновляет, он о жизни, о любви к себе и к другим, про ценность каждой минуты и умение видеть прекрасное вокруг. «Спасатель» собрал самые лучшие и самые страшные темы. Но формат, через который мы обо всём этом рассказываем идеальный, потому что ненавязчивый и без морализаторства. Через лёгкую игру и юмор стараемся достучаться до души и сердца каждого в зрительном зале. Если вы хотите научиться ценить каждый момент жизни – вам обязательно нужно посмотреть «Спасатель»! Если грустите и вам кажется, что всё бессмысленно и плохо – вам тоже к нам! Если хочется провести вечер, ни о чем не думая, просто отдохнуть – и вам тоже к нам! Если нужно подумать о высоком – вам тоже к нам! «Спасатель» – умная тема, но мы вас сможем развеселить. А энергетика любимых артистов на сцене – это сильное впечатление и ценность момента.
За что вы особенно цените современный театр? Как считаете театр сегодня становится лучше?
Я ценю современный театр, как это ни странно, за уважение к старой классической школе. Современным театром называют в основном эпатажные постановки, с непривычными и даже шокирующими решениями. Для меня это не признак современности. Весь театр должен быть актуальным для своего времени. Есть театры, которые становятся лучше, есть те, что деградируют или застряли в каком-то своём прошлом. Что касается Театра Антона Чехова, то мне кажется, здесь всё основано на классическом подходе к работе. Этот театр не только побуждает задуматься, но и развлекает зрителя, помогает ему отвлечься от забот. Наверное, современный театр и должен быть таким, закрывать любые потребности зрителя: и пища для ума, и отдых, и обсуждение важных тем. Театр делает человека чуточку лучше.
Как вы реагируете на то, что сегодня часто в зрительном зале во время спектакля раздаются телефонные звонки. Во многих театрах разрешено снимать на камеру во время действия. Актёру стоит привыкать к этому?
Телефоны в театрах для меня – беда. Даже на детских спектаклях, дети вместо того, чтобы смотреть на сцену, сидят в телефонах. Как с этим бороться?! У меня готового рецепта нет. Работая на сцене, я слышу звонки телефонов. Через такие неудобные моменты надо прорываться и идти дальше, вести историю. Подобное невнимательное отношение к актёрскому труду, огорчает и расстраивает. Хочется пожелать театрам вежливого зрителя, который бы проявлял уважение не только к артистам, но и ко всем цехам. В ответ на театральное чудо хочется увидеть благодарный взгляд, а не слышать телефонный звонок.
Что ещё считаете важным пожелать Театру Антона Чехова в юбилейный 35-й сезон?
Я желаю Театру Антона Чехова интересного дальнейшего пути вместе с командой единомышленников, которые находятся на одной волне и имеют общую систему ценностей. Но главное, чтобы этот театр жил, чтобы у артистов была возможность выходить на сцену, а у зрителей смотреть прекрасные спектакли. Пусть в диалоге со зрителем рождается вдохновение для новых постановок. Сил, возможностей, и всё получится!