Гастроли Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии в Москве. Концерт «Широка страна моя родная!» на музыку И. Дунаевского

В год своего 95-летия именитая Санкт-Петербургская музкомедия успешно гастролировала на сцене столичной «Новой Оперы». Три спектакля, объединëнные концепцией «Путешествия из Петербурга в Москву», представили три эпохи, связующие два главных города страны. В заключительный вечер гастролей концертной программой «Широка страна моя родная!» питерские артисты напомнили москвичам о творчестве величайшего композитора Исаака Дунаевского.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Юлия Губина

Ему было бы достаточно написать одну лишь «Увертюру к кинофильму «Дети капитана Гранта», чтобы стать великим. Однако композитор, чей исключительный музыкальный дар проявился в раннем детстве, оставил в наследство множество произведений в различных жанрах. Театр музыкальной комедии предпочёл включить в программу в основном жанр «профильный»: арии, песни, хореографические номера из известных и не очень оперетт мастера.

Как сделать так, чтобы обычный концерт стал мини-спектаклем? Об этом подумал музыкальный руководитель и дирижëр, з.а. РФ Андрей Алексеев. Его оркестр располагается прямо на сцене, играет точно, стройно и сосредоточенно. Зато сам улыбчивый дирижёр становится одним из участников действия и охотно подключается к номерам на сцене. Лирические арии, перемежаясь с комическими, демонстрируют высочайшего класса профессионализм и мастерство исполнителей. Вокал, пластика, кураж, россыпь шуток и триумф любви – всё в рамках опереточной классики, без примесей новомодных мюзиклов, с метками эпохи.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Юлия Губина

Недаром Исаака Дунаевского считают одним из основоположников советской оперетты: заграничный жанр он освоил музыкально и драматургически точь-в-точь, внеся в него свет и чистоту помыслов своего времени. Понятно, что любое искусство призвано обслуживать настроение эпохи, но таланту мастера удалось снизить и утончить возвышенность и пафос раннего соцреализма, объединив в своих музыкальных произведениях самые чистые мечты и искренний энтузиазм строителей нового общества. Кажется, герои его оперетт не ходят по земле, а парят в воздухе легко и свободно, как меланхоличные чайки на заднике сцены.

Сценография концерта решена в стиле уютного советского ретро: две декоративные пальмы, как в старинной фотомастерской для создания антуража приморского курорта, а также подвижные волны, птицы, закаты, весёлые морячки на сцене. Белокаменные лестницы, вазы, фонтаны уже додумываются сами собой.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Юлия Губина

Большинство оперетт Исаака Дунаевского давно экранизированы. Совершенно самостоятельным жанром в творчестве мастера стала музыка, написанная специально к кинокартинам: «Цирк», «Весёлые ребята», «Кубанские казаки», «Светлый путь», «Дети капитана Гранта» и многим другим. Едва ли найдётся в нашей стране человек, не слышавший вольно или невольно хоть несколько мелодий из этих прославленных фильмов. Знаменитую музыку невозможно обойти вниманием в вечере, посвящённом композитору Дунаевскому. Великолепное поппури мелодий из кинофильмов завершает программу невероятно красивым и сложным сочетанием голосов всех участников концерта. Феерически и актуально звучит в конце и «Марш энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь», изначальную высокопарность которого аранжировщик вдруг сменяет волшебной лирической полифонией исполнения. От этого кульминация концерта смещается в финал и дарит зрителям объëмную радость «полной чашей».

И только после выдоха вдруг вспоминается, что и вынесенная в название программы, но не прозвучавшая песня «Широка страна моя родная!» тоже написана Исааком Дунаевским. Песня, вполне претендующая на гимн страны, любовь к которой так проникновенно прожита композитором в каждом его произведении.

URL List