Тайна цвета апельсина. «Рыжий. Честный. Влюбленный» Кирилла Заборихина в Театре на Спасской

И жизнь, и слёзы, и любовь

Ноябрь. В городе прошёл первый сильный снегопад. Ему по-настоящему рады, наверное, только дети. Ребёнок, одетый в тёплый комбинезончик, самозабвенно валяется в снегу.
– О, я сперва подумал это собака, – говорит паренёк из стайки подростков.
– Ну все мы вообще-то животные, – философски отзывается его юная подруга.

Когда сходятся звёзды

Спустя несколько дней зрительный зал «Театра на Спасской», не сдерживая эмоций, в течение нескольких минут стоя аплодировал артистам. И это была благодарность. За трогательную историю о лисёнке и цыплёнке, а на самом деле – обо всех живых существах, которые ищут себя и своё место в этом мире.

За прекрасное, которое нам явили. За совершенство формы и содержания. За сочетание вечных истин (на каждом новом жизненном витке они открываются иначе), и чувств, нахлынувших стремительно и разом – они очаровывают, околдовывают, завораживают. Ведь «Рыжий. Честный. Влюблённый» по сути своей не театральное действо. Это портал в другую реальность. Про свою привычную забываешь, едва на сцене появляется и начинает говорить первый же персонаж.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Михаил Андрианов

День за днём

О, благословенная театральная амнезия! Как замечательно и прекрасно такое состояние – принимать всё на веру, всему сопереживать и сочувствовать. Но магия возможна тогда, когда её творят с увлечением. Здесь всё совпало, звёзды сошлись – для главного режиссёра «Театра на Спасской» Кирилла Заборихина и его команды «Рыжий. Честный. Влюблённый» наверняка стал родным ещё на этапе задумки. День за днём в него вкладывали всё, что было прочувствовано и обдумано, пережито, отрепетировано и спето. И вот результат – спектакль живой, настоящий, многогранный. Он создан в глубоком уважении и привязанности к своему делу и зрителю, с которым здесь разговаривают как с равным – понимающим, умным, талантливым.

Да-да, именно в Кирове, а не в столичных мифологических далях, теперь есть театр, куда кандидаты технических наук – всё именно так – скопом тащат своих рациональных друзей-инженеров, а филологи мечтательно вздыхают, глядя на его жёлтые стены: когда же, когда грядёт очередной шедевр?

Для души

Невозможно, наверное, этот спектакль классифицировать, загнать в рамки. И всё же… Он не детский и не взрослый. Он для души. Нам рассказывают о лисёнке Людвиге Ларсоне Четырнадцатом (Константин Кочнев/Григорий Бессонов), который не желает постигать основы науки хитрологии, обманывать и жульничать, предпочитая хватать колы и неуды, попутно вступая в вечные конфликты со своей многомудрой семьёй, а потом и вовсе уходит в лес. Но постепенно оказывается, что это повесть о трансформациях человеческой души.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Михаил Андрианов

Ночь нежна

Если набросать условный портрет «Рыжего. Честного. Влюблённого», получится примерно так. Он молод, этот спектакль. В него влито столько заразительной молодой энергетики, что хочется устраивать овации после каждой особо удавшейся сцены, а таких очень-очень много. Он нежен, как первая тёплая летняя ночь. Он музыкален и чуток – в третий раз кировских зрителей радует творческий тандем Кирилла Заборихина и композитора Андрея Шошкина.

Он динамичен. Наполнен юмором и лирикой: они здесь переплетаются необыкновенно гармонично. Вот только что на глазах блестели слёзы, когда вы наблюдали, как мама Ларсон (Наталия Красильникова) утешает своего неприкаянного, но любимого сына, а уже вовсю смеётесь над лесными новостями: их выпаливает местная телезвезда ёжик Нильс – и до чего же хорош в этой роли Николай Худанин!

«Рыжий. Честный. Влюблённый» эстетичен и кинематографичен. Здесь много визуальных находок: стена, вдруг рассыпающаяся на сотни солнечных лучиков, холодный блеск металла, противостоящий теплой охре и мягкой фактуре пиджаков. Костюмы здесь под стать персонажам – тонким, быстрым, лёгким.

Ладно скроенные и точно подобранные театральные одежды настолько красивы, что становятся почти одухотворёнными. Они тоже говорят. По-своему, конечно. Подчёркивают хрупкость и изящество нежной Тутты Карлсон (Нина Чернышова), стремительность старшего братца Людвига Лабана (Эдуард Макарян), вытворяющего на сцене акробатические трюки, аристократизм Мадлен (Мария Макарова), зловещий характер школьной наставницы фру Алисы (Елена Васильева). Художник Ульяна Ерёмина так славно потрудилась над сценографией и костюмами спектакля, что, проваливаясь в этот дивный новый мир, ты хочешь только одного – продолжения.

Источник фото: официальный сайт театра. Фотограф Михаил Андрианов

Синергия талантов

Спектакль лёгкий, как пёрышко, но при этом «многоэтажный», как сны в повестях Крапивина, – насыщен эмоциями и смыслами. О темах сложных здесь говорится так, как должно – вдумчиво, эмоционально, но без надрыва. Ментальный разрыв поколений; усмешка младших в ответ на попытки старших объяснить законы мироустройства невнятной фразой «се ля ви»; поиск своего пути; острое переживание собственной непохожести на других – ловких и сильных, всегда готовых схитрить. А позже – перекрывающее всё чувство привязанности к самым близким, ради которых можно пожертвовать – чем? – да буквально всем, своим новым юным днём, который может просто не наступить.

Здесь всё на своём месте. Талант каждого, работавшего над спектаклем, усилен талантом другого, понимающего тебя с полуслова, с полувзгляда. И, безусловно, разделяющего идею режиссёра.

Самые прочные нити

В «Рыжем. Честном. Влюблённом» показано, как зарождается чувство, трепетная привязанность к другому существу. Ещё вчера чужому и непонятному, а сегодня самому близкому на всем белом свете. И какие тонкие, но прочные нити связывают человеческие души. Это то, что боязно опошлить словами, облечь в звуки. Нежное, как цыплячий пух. Это тайна «цвета апельсина или даже солнца, солнца самого». Она прячется в уголках рта, готового к улыбке – непонятной другим, появляющейся не к месту и не ко времени. Она живёт в счастливых глазах. Она бьётся в сердце. Она – солнце, согревающее ещё вчера неприкаянную, а сегодня до краев наполненную радостью душу.

История искусства знавала немало талантливых гуманистов. Только одни, разбираясь в неуловимых оттенках чувств, всё же неизменно оставляют человека наедине с его неизбывной грустью, в колыбели вечного одиночества. А Кирилл Заборихин всегда даёт надежду. На обретение себя и долгожданное прозрение, на то, что тебе обязательно протянут руку помощи и согреют теплом и нежностью.

Когда надвинулась зима високосного года, сгустив мрак и тревоги, а близкие твоему сердцу люди – сильные и мудрые – просыпаются по ночам в слезах, так важно знать, что есть место, где уютно душе. Где, взявшись за руки, артисты выходят на поклон, перед этим убедив нас, что, как бы ни было трудно, свет обязательно разгонит тьму. Их талант и энергия раз за разом дают возможность прорасти чему-то удивительно прекрасному и вдохновляющему. И это окрыляет: пусть дорога будет нелегкой, но впереди ждёт много апельсиновых дней, согретых тёплых солнцем.

Автор – Любовь Исакова

URL List