В середине октября исполнительница из Москвы Anne Clainoire выпустила новый сингл «Burn that man!». Песня отсылает к древним ритуалам сжигания «плетеного человека», а в клипе эффект усиливается благодаря фаер-шоу на фоне дюн. Театр To Go побеседовал с рок-певицей о символизме в её готических работах и дальнейшем развитии.
Путь к себе – через огонь
Творчество московской хард-рок исполнительницы Anne Clainoire (Энн Клэнуар) сложносочиненное и многоуровневое, как особняк Рябушинского: никогда не знаешь, что тебя ждет дальше. Энн сама пишет музыку и песни, но любит проработать и визуальные составляющие, в чем помогает искусствоведческое прошлое. Новый клип «Burn that man!» оказался торжеством символизма: каждая деталь здесь служит своей цели, от черных перьев и масок до случайно пролетающей птицы.
В песне смешаны различные виды рока, в частности, hard и alternative rock. Лейтмотивом клипа стал древний обряд: сжигание «плетеного человека». Лирическая героиня Энн прибегает к целительной силе огня, чтобы избавиться от страхов и сомнений и познакомиться с собой настоящей. В музыкальном видео зашифрованы отсылки и к ежегодному фестивалю Burning Man в пустыне Блэк-Рок, и к фолк-хоррору «Плетеный человек».
«При подготовке к съемкам я просмотрела много «огненных» клипов Rammstein, старый британский фильм «Плетеный человек» (1973 года) и его ремейк с Николасом Кейджем в главной роли», – рассказала исполнительница.
Битловское детство
Музыкальные предпочтения Энн оформились еще в детстве, в основном с подачи отца. В ее песнях можно услышать наследие Marilyn Manson, Guano Apes, Nine Inch Nails и многих других.
«Я выросла на классике рок-музыки: the Beatles, Black Sabbath, Deep Purple, Queen, the Doors, the Rolling Stones… Список можно продолжать бесконечно, это была музыка моего детства, хотя сверстники предпочитали слушать модные новинки, а не «запылившийся» винил 70-х и 80-х годов. Во многом мой отец определил мои музыкальные вкусы, потому что сам это слушал. Как-то он дал мне послушать Битлов, и с того момента я целый год слушала только их. Я обожала их, искренне плакала, когда узнала, что Джон Леннон и Джордж Харрисон уже умерли к тому времени», – признается певица. Постепенно она открыла для себя и более современные направления: хард-рок, хэви-метал, индастриал, глэм-рок и другие. «Впервые увидев клип Marilyn Manson «Disposable teens», я была буквально ошарашена его невероятным, в чем-то даже отталкивающим, но невероятно артистичным образом.»
Все эти артисты продолжают вдохновлять ее до сих пор. Неудивительно, что ее творчество мало похоже на популярные у массового российского слушателя треки. Язык исполнения тоже выбран не случайно.
«Английский язык лучше всего подходит для рок-музыки благодаря языковым особенностям, интонации и фонации. Рок – это общий музыкальный стиль, но звучит на каждом языке он по-разному, а чтобы достичь того звучания, которого мне хотелось, мне нужен был именно английский. – объясняет Энн. – В голове у меня некоторые фрагменты сразу звучали на английском, так было и с «Burn that Man!» – я сразу услышала припев со словами и мелодией, а дальше было дело техники.»
Есть у певицы идеи и для родного языка, ближе к формату рок-баллад.
«Что касается русского – это мой любимый язык! Но написание песен на русском языке – это некоторая ответственность, – размышляет она. – У меня уже давно есть задумки для песен, для которых русский язык идеально подойдет.»
От прерафаэлитов до Дэвида Линча
Долгое время Энн занималась выставочной деятельностью, и искусство разных культур оставило след и на ее собственном творчестве.
«Когда-то я пересмотрела всю фильмографию Дэвида Линча и внимательно слушала его мастер-классы по созданию своих творческих проектов и реализации идей. Еще я регулярно черпаю вдохновение в работах художников: Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Иероним Босх, Франц фон Штук, Генрих Семинарский, Эндрю Уайет, Сальвадор Дали, Гюстав-Адольф Мосса, прерафаэлиты, искусство древнего Египта и Пазырыкской культуры, всех упомянуть просто невозможно, – перечисляет музыкант. – Благо, Москва богата на выставочную деятельность и музеи, всегда можно найти что-то интересное.»
Холод и врановые мотивы
Место для съемок «Burn that man!» – заброшенный карьер на фоне терриконов бывшего угольного бассейна – предложила режиссер клипа Людмила Angel, основательница и вокалистка группы Witchcraft. Купаться в карьере нельзя из-за высокой кислотности воды, но отдыхающих это не останавливает, поэтому съемочный день пришлось назначить на осень.
«Было очень холодно, дул порывистый ветер. На мне был совсем тонкий обтягивающий комбинезон, как и на девушках-танцовщицах. Съемки шли часов шесть, не меньше, постоянно приходилось кутаться в пуховик, – вспоминает Энн. – В какой-то момент я подумала, что мне никогда не было так холодно. Из-за ветра кадры получились весьма эффектные, но пробрал он нас до костей.»
Боевой раскрас и экипировка перьями для клипа – дань северо-американским индейцам и образу «Одинокого рейнджера» в исполнении Джонни Деппа.
«Сам Джонни когда-то признался, что скопировал образ с персонажа индейца Тонто с картины художника Кирби Сэттлера «Я ворон». Мне очень хотелось, чтобы и в моем образе было нечто птичье, поэтому был специально создан головной убор и воротник с огромным количеством черных перьев, а одежда была расшита металлическими подвесками в форме птичьих черепов. В культуре многих народов птица – это проводник между мирами, нечто сакральное. Нам повезло, и во время наших съемок одна черная врановая птица кружила прямо над нами. Операторам удалось сделать с ней впечатляющие кадры, мы добавили их в клип.»
Головные уборы ручной работы, грим и сложные наряды – почти все это пришлось делать самостоятельно, чтобы полноценно воссоздать нужную атмосферу. В этом Энн помогали родные и близкие.
«Творческие люди часто срываются и выгорают. Мне повезло, главная моя поддержка – это мой муж, моя семья, мои близкие люди. Я им безмерно благодарна. Для творческого человека найти опору – это витальная необходимость», – подчеркивает она.
Чего ждать дальше?
Если проследить музыкальную траекторию Anne Clainoire (уже выпущены треки «Lorraine», «In Black», «Never Gonna Follow You» и «Burn That Man!»), в ней есть и более мелодичное звучание, и более агрессивное. Какой же вектор она выберет для себя дальше?
На самом деле первый альбом Энн уже записан: «В нем всего будет девять треков, «Burn that Man!» – это первая песня, уже снят клип на песню «Hot tub». «Burn that Man!», на мой взгляд, самая жесткая песня в этом альбоме. В дальнейшем я бы хотела экспериментировать со звучанием, не останавливаться на чем-то одном и дать волю творческому процессу», – уточняет вокалистка.
Энн открыта для любых музыкальных экспериментов и обещает больше экстремального вокала в дальнейшем.
«Очень хочу сделать напористую песню с большим количеством всевозможных вокальных расщеплений. Это, безусловно, время и практика – сначала это очень непривычно, боишься, что сорвешь связки и вообще не сможешь ничего спеть какое-то время. Но постепенно привыкаешь. Главное – знать меру. Если техника начинает «рушиться», то лучше всего остановиться или перейти на чистый вокал», – рекомендует музыкант.
Песни из первого альбома могли бы стать саундтреком для хоррора, мистики или триллера, но Энн не планирует ограничивать свое звучание.
«Если мне предложат записать саундтрек к фильму и режиссер считает, что моя музыка подходит по настроению, а мне интересен проект, то это может быть что угодно, от фильма ужасов до слезливой мелодрамы», – говорит исполнительница.
Каким путем ни пойдет Anne Clainoire, одно сказать можно точно: это будет что-то незаурядное.
Автор: Екатерина Янсон