Дягилевский круглый год: фестивальные впечатления в Петербурге и Москве

Фестиваль — это уникальные события, интересные встречи, увлекательные обсуждения и разные продуктивные активности, ценные знакомства, новые знания и потрясающие впечатления… и неизбежная печаль и пустота после — в куда более прозаичной и менее интенсивной будничной жизни. В прошлом году после Дягилевского мы заполняли эту пустоту выводами и воспоминаниями и — например, называли семь причин полюбить фестивали искусств. В этом решили заменить воспоминания на планы. Против обыкновения, Дягилевский в этом году обошелся без экзотических гастролей (что, впрочем, было ожидаемо), зато большинство персон и проектов его программы можно застать в одной из столиц — а то и в обеих.

фото Никиты Чунтомова

Санкт-Петербург

Петербургу несказанно повезло — именно здесь, в Доме Радио, располагается творческая резиденция оркестра и хора musicAeterna. Рука худрука Теодора Курентзиса опознается безошибочно: круглый год здесь можно найти всё, чем знаменит фестиваль:

  • Камерные и симфонические концерты от musicAeterna, солистов и друзей коллектива, которые не ограничиваются простой презентацией музыки — пусть и виртуозной. Это всегда что-то концептуальное (например, российские и зарубежные авторы одного поколения: Даргомыжский и Шуман, Чайковский и Брамс), познавательное (например, наши современники: Канчели, Сильвестров и Тарнопольский) или редкое (например, современная музыка для старинной виолы да гамба). Причем зачастую не просто музыкальное, но междисциплинарное — вроде «Истории солдата», которая совместила исполнение редкого сочинения Игоря Стравинского с актерской читкой.
фото Андрея Чунтомова
  • Масштабные перформансы, которые задействуют разные пространства Дома Радио (что само по себе интересно) и нацеливаются на объемное восприятие — так, что здесь можно и посмотреть кино, и послушать живую/электронную/шумовую музыку, и увидеть пластический номер, и попасть внутрь инсталляции, и попить чаю в приятной компании. И узнать много нового, скажем, о российском андеграундном искусстве: два последних вечера перформансов были посвящены музыканту, конструктору удивительных синтезаторов Эдуарду Срапионову и художнику-акционисту, устроителю мистерий Герману Виноградову.
  • Образовательные и просветительские события, в которых живет дух Фестивального клуба. Лекции, обсуждения и встречи помогают лучше понять премьеры — как «Беседы о Шнитке» Лаборатории современного зрителя. Или глубже изучить культурный контекст в отрыве от них — например, 7 июля здесь планируется презентация новых книг о великом абсурдисте Сэмюеле Беккете с читкой в режиссуре Дмитрия Волкострелова. А в здешней Кинолаборатории, которую курирует один из авторов фильма «Зачем снятся сны» Тихон Пендюрин, можно посмотреть и обсудить интересные кинематографические редкости — от документалки про Пахома в живом сопровождении главного героя до шедевров Висконти и Малика.
  • Мастер-классы. Еженедельный «Распев» с артистами хора позволяет всем желающим, умеющим читать ноты, поучаствовать в исполнении музыки и увидеть репетиционный процесс изнутри. Прямо сейчас хор на гастролях, но «Распевы» обещают возобновить осенью.
фото Андрея Чунтомова

За афишей Дома Радио удобно следить на сайте, там же можно подписаться на рассылку. И у нее только один недостаток: большинство событий не повторяются. Впрочем, это тоже очень даже в фестивальном духе!

Ко всему прочему обитатели Дома Радио дают самостоятельные концерты на разных площадках города. Например, 10 июля на Новой сцене Александринки выступит первая скрипка musicAeterna Дмитрий Бородин с «Временами года» Вивальди, которые он переосмыслит вместе с композитором-импровизатором Искандеором Ханнановым.

А еще очень вам рекомендуем ловить концерты восхитительных musicAeterna Four. В репертуаре коллектива — оригинальные аранжировки русского и европейского фольклора (вот пример) и духовной музыки, а также переложения джазовых и блюзовых композиций, песен из кино и мюзиклов. «Песни трав и цветов», которые восхитили нас на фестивале, презентовали 4 июня в культурном пространстве Third Place, и есть все основания предполагать, что в новом сезоне они вернутся.

фото Андрея Чунтомова

А если вам захочется еще больше увлекательных музыкальных впечатлений, можно обратить внимание на программу Александринского театра «Новая музыка на новой сцене» с концертами современной академической и электронной музыки, коллаборациями музыкантов и медиахудожников и событиями фестиваля электронной пространственной музыки Acousmonium. 30 и 31 июля, например, можно будет послушать Альфреда Шнитке в исполнении оркестра из громкоговорителей (!): SCHNITTKE LIVE (E+U) — это часть большого исследовательского проекта Олега Нестерова «Три степени свободы», посвященного феномену советской киномузыки.

Москва

Некоторые участники Дягилевского этого года имеют московскую прописку, и за ними можно следить здесь или ловить их на гастролях.

Например, Rosarium, который на языке Баха и Телемана рассказал нам, что такое гармония и настоящая любовь к своему делу — это камерный оркестр факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской конверватории. Оркестр исполняет музыку эпохи барокко на исторических инструментах с жильными струнами, а его программы всегда оригинальны и изящно драматургичны. Ловить выступления Rosarium можно в концертных залах Московской консерватории – Малом, Рахманиновском и Большом, — а также в концертных залах Зарядья.

фото Никиты Чунтомова

А о том, что такое настоящий музыкальный эксперимент, мы узнали от другого московского коллектива — МАСМ, Московского Ансамбля Современной Музыки. Он играет произведения самых разных эпох от барокко до наших дней, но специализируется на русской авангардной музыке ХХ века — в том числе электронной. На счету МАСМ — множество интересных опытов в области музыкального театра, танца, изобразительного искусства, мультимедиа. В общем, он находится на переднем крае музыкальной культуры и активно участвует в междисциплинарных проектах. Именно такой мы увидели и услышали на фестивале: концерт «Безвыходные акустические ситуации» был сделан с сотрудничестве с CEAMMC, Центром Электроакустической музыки Московской консерватории.

Катя Бочавар, которая сначала очаровала нас на встрече в Фестивальном клубе, а потом пригласила к сотворчеству в философично-поэтичном перформансе «Территория Гамлет», руководит галереей-мастерской ГРАУНД Солянка. Здесь проходят выставки, концерты, спектакли, лекции, мастер-классы, работают арт-резиденции авторской книги, саунд-арта, контемпорари музыки и танца, перформанса, инсталляции, литературы, современного театра и видеоискусства — в общем, есть на что обратить внимание.

фото Гюнай Мусаевой

А соавтор Кати Бочавар по событию «Территория Гамлет» и участник объединения «Музыка и термос», которое отметилось на фестивале перформансом Μοιραι FM, композитор Алексей Сюмак по секрету рассказал нам о своих творческих планах. Вернее, об одном, но зато каком — в Ночь музеев создать на всей территории Библиотеки им. Ленина единое театрально-музыкальное пространство!

Еще в столице можно время от времени попасть на выступление мультиперкуссиониста Петра Главатских — причем как на сольный концерт (как раз такой мы увидели на Дягилевском), так и на театрально-музыкальное действо вроде «Эбеновой кожи» по лирике Гумилева с Юлией Пересильд, который презентовали в концертном зале «Зарядье».

К афише последнего вообще стоит присмотреться повнимательнее: 26 сентября, например, сюда приедут оркестр и хор musicAeterna с интереснейшей программой из поздних сочинений Шостаковича на стихи Лорки, Рильке, Аполлинера, Кюхельбекера и Блока.

фото Никиты Чунтомова

Ну, а за новыми порциями интересных музыкальных и перформативных событий мы посоветуем москвичам отправляться в ДК «Рассвет» — там же время от времени можно застать героев Дягилевского. ДК «Рассвет» крайне повезло с программным директором: Алексей Мунипов — музыкальный критик, журналист и куратор, увлеченный человек с впечатляющим музыкальным кругозором, но без профессионального апломба. В афише сплошь удивительные вещи — редкие и даже уникальные, вроде подборки европейской барочной и кабардинской народной музыки, которые создавались примерно в одно и то же время. А еще спектакли, лекции и воркшопы.

Наверняка мы о ком-то забыли — впечатлений было столько, что запутаться немудрено. Одно совершенно точно: в ожидании следующего Дягилевского фестиваля мы с вами не соскучимся.

URL List