Спектакль по пьесе Дмитрия Данилова «Стоики», написанной эксклюзивно по заказу для МХТ, был дважды поставлен в Москве (реж. Михаил Бычков/Денис Азаров). В конце прошлого года режиссёр Павел Зорин впервые поставил «Стоиков» на сцене ижевского независимого театра ЦСДР . Пьеса вошла в репертуар зимне-весеннего сезона. Очередной показ состоялся в феврале 2025 года. Рассказываем, как это было.

Сюжеты Дмитрия Данилова всегда сосредоточены в повседневности — бытовые ситуации, разговоры «на кухне», повторяющиеся мелочи, которыми наполнен каждый день. В центре действия — история знакомства с родителями. Дочь, поддавшись на уговоры, решает познакомить парня-сожителя со своей матерью и отчимом. Они собираются вместе, пьют вино, ведут бессмысленные беседы. Ссорятся и тут же мирятся — все привычно и знакомо.
Необычен только сеттинг. Действие Даниловской пьесы разворачивается в недалеком будущем. Вокруг бушует эпидемия, случаются природные катастрофы, разгораются новые войны, люди гибнут сотнями тысяч. Об этом герои Зорина узнают из теленовостей — повторяющейся череды жутких кадров, хаотично сменяющих друг друга на огромном экране — единственном «окне» во внешний мир. Им повезло родиться в привилегированной части планеты. Они получают безусловный базовый доход, и, избавленные от необходимости работать, пытаются хоть чем-то себя развлечь. Ведут блоги без подписчиков, фотографируют недвижимые объекты, вроде белой кирпичной стены или автобусной остановки. Пишут о бейсболе, в который играют две во всем мире единственные команды, а читают о нем — горстка еще не вымерших фанатов. Много пьют, — преимущественно, отечественное вино, — рассуждают о политике, ностальгируют о прошлом.

Прочтение Даниловской пьесы в режиссерском воплощении напоминает исследование. Зорин выступает как антрополог, психолог и философ, изучая разные грани человеческой личности. Помещая героев в повседневные ситуации, он позволяет зрителям наблюдать за ними, точно за самими собой.
Каждый из образов — узнаваемый типаж человека современного нам общества. Отчим Дениса Назарова — в прошлом успешный спортивный журналист, а теперь безработный пьяница, который сыплет цитатами, но в разговорах с близкими не может найти правильных слов. Мать в живом, очень натуралистичном исполнении Инге Зориной, которая искренне переживает о людях «по ту сторону экрана», а проблемы собственной дочери старается не замечать. Парень (Артем Ерохин) — типичный пофигист, равнодушный ко всему, в некоторых ситуация до крайности инфантильный. Девушка (Алина Лапина) — воплощение «героини нашего времени», внешне сильной и уравновешенной, но внутреннее — такой же уязвимой, чья уверенность в себе прогибается под лавиной ужасных новостей и безразличия родных.

Актеры непринужденно отыгрывают простые человеческие переживания, мимолетные эмоции, показывают тонко схваченные особенности отношений между людьми. Возможность заниматься любимым делом и жить в свое удовольствие не делает этих людей счастливыми. Они тревожатся о личном будущем и переживают за будущее планеты, мучаются от чувства вины перед теми, кому повезло меньше, вынужнуждены мириться с тем, что не в силах изменить глобальный ход вещей.
Павлу Зорину удалось показать обычную жизнь не скучно, заинтересовать непримечательными деталями. В каком бы времени ни происходили действия, будь альтернативное прошлое, наше настоящее или, как в «Стоиках», в одной из версий будущего, ситуации считываются как современные. Обстановка, сама история, диалоги, которые звучат в пьесе — будто бы списаны с нас, наших знакомых, взяты из обычных семейных разговоров в гостиной.

Декорации спектакля помогают раскрыться заложенной в текст идее. Маленькая замкнутая комната, мест всего лишь на 40 человек. Сцена действия огорожена непрозрачной полиэтиленовой пленкой, отчего кажется, будто зрители и актеры — пленники одного «информационного пузыря». Лаконичное сочетание цветов: черные стены, белые пластиковые стулья, даже бокалы для вина — из черного пластика. Сами герои одеты в красные костюмы — комбинезоны, очень напоминающие тюремную робу. Пятна краски, за которыми глазу порой тяжело следить, создают ощущение постоянной тревоги, ожидания опасности, близкой катастрофы.
В тесном монотонном пространстве люди вроде бы живут в свое удовольствие, но в состоянии перманентного, уже наступившего хаоса (как в «Кадаврах» Алексея Поляринова), в постоянной тревоге, и каждый день переживать катастрофу, на которую они не могут повлиять.
Взяв в фокус один день из жизни обычной российской семьи, Зорин показывает срез современной российской действительности. В его интерпретации стоицизм, вынесенный в название, и ставший смысловым фоном, в котором герои ищут опору, считывается не только как попытка смириться с настоящим, но и как «застой». Герои с тревогой думают о будущем, опасаясь строить планы, ведь в любой момент все может измениться. Стагнация для них — не столько испытание, сколько осознанный выбор, попыка сбежать от невыносимой реальности и от самих себя.
Автор – Мария Фадеева