Весна – пора поэзии. Это не просто календарное время, а особое состояние: хочется вслушиваться, чувствовать глубже, говорить красивее и – быть понятым. В такие дни особенно остро ощущается тяга к чему-то настоящему, тонкому, проникающему под кожу. Именно поэтому мы отправились в театр «Чибис». Этот независимый любительский театр был основан Алёной Фокеевой – выпускницей журфака МГУ и магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ. В репертуаре театра всего два спектакля, но каждый – размышление о природе слова и чувства. «Татьяны» – театральный перформанс, выросший из «Евгения Онегина» и библиотеки Татьяны Лариной. «Невыразимое» – поэтическое путешествие сквозь века, где слово и молчание звучат в унисон.

В спектакле «Невыразимое» нет традиционного сюжета – и это не упущение, а принцип. Здесь отсутствует линейное развитие, завязка, кульминация и развязка в привычном понимании. Вместо этого зрителю предлагается переживание – цепь смыслов, образов и состояний, складывающихся в индивидуальную траекторию восприятия. Каждому зрителю – свой путь, своя ассоциация, своя боль или своя тишина. Построенный как поток поэтического сознания, спектакль напоминает внутренний монолог, в котором фрагменты воспоминаний, чувств и размышлений всплывают и исчезают, не дожидаясь объяснений. Это спектакль, в котором ничего не разжёвывают, ничего не доказывают – но многое чувствуют. И, возможно, именно это и делает его глубоко личным.

Оттолкнувшись от философской категории невыразимости – понятия сложного, зыбкого, и оттого по-настоящему живого – спектакль создаёт на сцене пространство размышления, в котором поэтическое слово не диктует, а колеблется. Пластика и хореография не иллюстрируют текст, а спорят с ним, порой вступают в контрапункт, порой замирают в бессилии. Эти замирания – не режиссёрские паузы, а своего рода знаки препинания в театральной речи, состоящей из тел, пауз, дыхания.

Здесь нельзя определить, где заканчивается Тютчев и начинается XXI век. Тексты переходят один в другой, образуя общий поток поэтического мышления, в котором нет иерархий: Жуковский, Бродский, неизвестный молодой автор – все звучат на равных. Главная удача спектакля – выбор именно неочевидных, незаезженных текстов. Это поэзия, которая не потеряла остроты, не стала иллюстрацией к учебнику. Она звучит свежо, неожиданно, порой неловко, но именно это и делает её живой. Это спектакль, в котором культура не используется как цитатник, а дышит.

Актрисы, занятые в спектакле, становятся проводниками этого поэтического многоголосья. Их голоса не сливаются в обезличенное унисонное звучание – наоборот, каждый голос сохраняет свою интонацию, свою мелодию, свою эмоцию. Тексты переплетаются, переходят из уст в уста, но ни один из них не теряется, не тускнеет. В этом многоголосии – и полифония мысли, и живое дыхание личности. Играют актрисы просто и честно, без защиты, без театральной бронепластины. Они открыты зрителю, как открыты самому спектаклю: эмоционально, уязвимо, с полным доверием к тому, что делают.

«Невыразимое» способно перевернуть само представление о поэзии, особенно у тех, кто привык считать её чем-то скучным, академичным, утомительно возвышенным. Здесь поэзия не декламируется – она происходит. Она живая, изменчивая, напряжённая, способная вызывать мурашки или смех, растерянность или слёзы. Особенно сильно это ощутят молодые зрители: то, что вчера казалось школьной повинностью, вдруг оживает, наполняется голосами, телами, жестами. Стихи становятся не репрезентацией чувств, а чувствами самими. И самое удивительное – после спектакля хочется, чтобы они продолжали звучать. Хочется читать. Хочется слушать. Хочется говорить.

Следующий показ спектакля «Невыразимое» состоится 7 июня.
Регистрация
Команда спектакля:
Режиссер – Алена Фокеева
Композитор – Рина Родионова
Декоратор – Мария Качалина
Видеографы – Александра Белкина, Дарья Самойлова, Андрей Белкин
В ролях: Елизавета Лагутина, Яна Либина, Лариса Стебенева, Оксана Бондаренко, Рина Родионова, Мария Качалина, Александра Белкина, Дарья Самойлова, Наталья Суслова, Ксения Фонарева, Ирина Обудовская, Олег Овчаренко.