Странные птицы. Премьера спектакля «Эти и К. С.» в Электротеатре Станиславский

Этот изящный спектакль придуман и создан актёрами Серафимой Низовской и Денисом Бургазлиевым. Он очень уместен в театре, носящем имя Константина Сергеевича Станиславского, где артисты и зрители неизменно ощущают на себе его всевидящий взор.

В своём труде «Этика» великий преобразователь театра изложил этические нормы, которые являются частью его «актёрской системы» и не стареют в веках. На сегодняшний день эта книга стала отличным цитатником, применимым во многих ситуациях в театре для его работников и даже для посетителей.

Авторы спектакля сделали тонкую философскую работу с элементами юмора. Театральными средствами они представили процесс зарождения актёрской этики – свода правил, необходимого для того, чтобы «выходя со сцены не забыть выйти из образа».

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Александра Дмитриевская

Для художественного донесения этой мысли до зрителей использовались скромные декорации, видеоряд и поэзия. Это актуально-динамичный и старинно-куртуазный рассказ о том, как современному артисту, замученному реактивной сменой событий, пробками, спешкой, выйти на сцену, например, в томном образе представителя богемы «серебряного века». Как не растерять себя в профессии, сталкиваясь с конфликтной повседневностью по пути на работу.

Серафима Низовская нон-стоп творит эмоциональную серию различных типажей. Актриса, опаздывающая на службу, недовольная и строптивая в процессе внутренней подготовки к выходу на сцену, успевающая наскоро и игриво поучаствовать в фотосессии. Молоденькая актрисулька, не обремененная интеллектом и не нарастившая панцирь жизненного опыта, со смартфоном и бесконечными селфи. Вдохновенная зрительница-театралка. Усталая красотка в тихом танце с грациозным партнёром. И самый честный образ – хрупкая девушка с огромным чёрным шаром на серебристом фоне, читающая Хармса: «На этой странице странные птицы». Очень точная иллюстрация к произведению поэта-обэриута и ненавязчивый «мостик» к нынешним нам и нашей вечной загадке: «И странное солнце блестит над страною». Сегодня такое же странное, как и в сложных, но декоративных реалиях «серебряного века».

Денис Бургазлиев остаётся самим собой, работающим над спектаклем. Он не расстаётся с книгой Станиславского, жуя винегрет. Он подбирает смешные и мудрые цитаты из «Этики» и «Работы актёра над собой». Выходит на сцену в изысканном костюме и цилиндре, но меняет чёрные туфли на стоптанные кроссовки. Он современный артист, примеряющий на репетиции образ кого? Самого гения, придумавшего бессмертное «Не верю!», или просто господина времён Константина Сергеевича и Саши Чёрного?

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Александра Дмитриевская

Внутри спектакля скрывается всё, что волновало артистов в начале прошлого века и по-прежнему волнует сегодня: взаимоотношения со зрителями, с администрацией театра (конторой), особенности актёрского существования, их творческой сути. Станиславский любил артистов и как никто другой понимал нервную уязвимость их натуры. «Артисты точно созданы для эксплуатации… », – писал мэтр, напоминая, что «отдавая всё сцене, они не имеют больше нервов для отстаивания своих человеческих прав». Кому как не самим актёрам из нашей временной «параллели» рассказать об этом зрителям?

Большая удача драматургии постановки в полном растворении мировоззренческой поэзии Иосифа Бродского, абсурдистских рассказов Даниила Хармса и сатирической лирики Саши Чёрного в действии, так, что происходит органичное сплетение жанров, времён, событий. Для создателей спектакля было важно посвятить свою работу не только автору «Этики», но и литературным гениям, отмечающим в текущем году памятные даты.

И всё же, кто они – эти? «Странные птицы» – артисты, которые ежедневно почтительно переглядываются с портретом Константина Сергеевича. Или это зрители, жадно поглощающие зрелища, и прямолинейно относящие к себе то, что режиссёр-новатор писал для артистов: «В театр нельзя входить с грязными ногами», «Отхаркайтесь прежде чем входить в театр». Может быть, это поэты, запечатлевшие дух эпохи. Как бы ни было, но после спектакля остаётся ощущение некоего пьедестала, на котором в разных, но неизменно пересекающихся плоскостях существуют К. С., Эти и все остальные.

URL List