Всё больше театров возобновляют работу, всё больше афиш наполняются, всё больше разбегаются глаза театрала. Ещё бы! Ведь впереди премьера за премьерой! Попытаемся разобраться, куда же в первую очередь бежать октябрьскими вечерами.
Открыть театральный месяц можно в Электротеатре Станиславский премьерой спектакля Бориса Павловича «Ноябрь» (1, 2, 3 октября). Музыкальная программа, в основе которой стихи русских поэтов от начала ХХ века до сегодняшнего дня, символически охватывает жизнь человека. За музыку отвечает группа «Мегаполис», за подбор текстов – Роман Либеров, за сценическое оформление – Ксения Перетрухина.
1 октября по традиции новый сезон открывает «Современник». В этот день (а также 2, 17 и 18 октября) на основной сцене пройдет премьера спектакля Виктора Рыжакова «Собрание сочинений» по новой пьесе Евгения Гришковца. Зрителей ждёт погружение в судьбу одной семьи и одновременно в судьбу человечества.
Другой вариант начала театрального октября – постановка «Наше всё…» Циолковский» (2, 3, 4 октября) в Театре Наций, где темой главного героя станет скрипка. Под музыку итальянского композитора Арканджело Корелли и специально написанный саундтрек Федора Мурсалимова на сцене развернется трогательная история одного из самых удивительных чудаков и провидцев нашей планеты. Режиссёр спектакля – Андраник Саатчян.
Следом можно отправиться в Театр на Малой Бронной на премьеру «Бульба. Пир» (2, 3, 6, 7, 23 октября) – историю о Тарасе Бульбе, сочинённую режиссёром Александром Молочниковым в содружестве с Ольгой Хенкиной, художником Максимом Обрезковым, драматургом Сашей Денисовой и хореографом Анной Абалихиной.
21 и 22 октября художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов представляет премьеру спектакля по роману Ф.М. Достоевского «Бесы». Это совместный проект Театра на Бронной, Фонда поддержки и развития современного театра имени Соломона Михоэлса и концертного зала «Барвиха Luxury Village». В ноябре спектакль будет перенесен на основную сцену ТКЗ «Дворец на Яузе».
Новый спектакль Константина Богомолова – это не версия романа «Бесы», а скорее режиссерский опыт прочтения прозы Достоевского и результат полемического диалога с автором. Соединяя в одном спектакле различные театральные жанры, режиссер выстраивает сложносочиненное действие, в котором темы романа Достоевского обрастают дополнительными режиссерскими сюжетами. Текст Достоевского становится для Богомолова основой для создания собственной режиссерской драматургии.
4 октября в Ленкоме состоится премьерный показ спектакля Романа Самгина «Под одной крышей» по пьесе Людмилы Разумовской о трёх попытках обрести женское счастье. Постановку можно будет увидеть ещё 12 и 13 октября.
Конечно же, театралам не терпится попасть на первую премьеру 100-го сезона Театра им. Евгения Вахтангова. 6 и 7 октября на Новой сцене представят музыкальный спектакль «Соломенная шляпка» по мотивам знаменитого французского водевиля Эжена Лабиша в постановке Михаила Цитряка. Главную роль разделят Леонид Бичевин и Александр Олешко.
В Мастерской Петра Фоменко 6 октября впервые сыграют «1000 и 1 ночь» в постановке Полины Агуреевой – рассказ о людях, которых «ошеломила земная жизнь своими усладами и опутала своими узами». Попасть на спектакль можно также 7, 8 и 23 октября. Вторая премьера октября – «Молли Суини» режиссёра Ивана Поповски по пьесе Брайана Фрила – состоится 21 и 22 октября. В спектакле заняты Юрий Буторин, Анатолий Горячев и Полина Кутепова.
«Сатирикон» 8 и 9 октября представит спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской (онлайн-премьера состоялась в марте). Пьесу-хит о золотой молодежи, рушившей советские идеалы, поставил режиссёр Владимир Жуков.
Первой премьерой МХТ имени А.П. Чехова в новом сезоне станет спектакль по повести Андрея Платонова «Ювенильное море» в инсценировке и постановке режиссёра Натальи Назаровой (10, 11, 23 октября). По её словам, зрителей ждёт «…спектакль о том, как люди впадают в великие коллективные иллюзии, и как эти иллюзии приводят к катастрофам».
В Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) состоятся премьерные спектакли «Сын» Юрия Бутусова (14 и 28 октября) – режиссёрское прочтение пьесы, замыкающей трилогию французского драматурга Флориана Зеллера «Мать», «Отец», «Сын».
В середине октября стартует юбилейный фестиваль «Территория». На октябрьскую часть фестиваля выпадают две российские премьеры: кураторский проект Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной с участием девяти режиссёров Мастерской Брусникина «Lorem Ipsum» (23 и 24 октября) и созданный специально для фестиваля хореографом Анной Абалихиной и театром «Балет Москва» перформанс «Сеанс одновременной игры» (20, 21, 22 октября).
Также в афише фестиваля иммерсивный саунд-спектакль Театра Взаимных Действий «Университет птиц» (16 и 17 октября), аудиоспектакль в лесной местности от компании «Импресарио» «Мы выйдем с собой погулять в лес» (16, 17, 18 октября), спектакль «Бегущие» Челябинского театра современного танца (21 октября), космоопера театра «Трикстер» для всей семьи «Дидона и Эней» (23 октября), премьера прошлого сезона Театра на Малой Бронной «Норма» (28 и 29 октября) и многое другое.
Проектом Мастерской Брусникина «Азбуки» (18-25 октября), который пытается осмыслить творчество Дмитрия Пригова (куратор – режиссёр Александр Вартанов), фестиваль «Территория» плавно перетечёт в другой фестиваль – Brusfest. «Азбуки» являются совместным проектом двух театральных форумов.
В октябрьской программе фестиваля документального театра Brusfest также спектакли Краснодарского «Одного театра» «Жизнь мертвецов» Сергея Чехова (26 октября) и «Квазифутбол» Дмитрия Волкострелова (29 октября), постановка Сергея Чехова «7 самураев» Псковского драмтеатра им. Пушкина (27 октября).
Конечно, помимо перечисленного настоящий театрал найдёт, чем себя занять. Ведь продолжаются показы «Золотой Маски», в октябре сыграют свои сентябрьские премьеры Театр наций, Театр имени Ермоловой, Театр Табакова. Можно также посетить любимое старенькое или ранее не увиденное из репертуара любого московского театра.