Смерть – явление достаточно банальное на Земле, конечный биологический процесс в естественной цепочке жизни организма. Ежедневно умирают множество самых разных существ: от невидимых бактерий до огромных млекопитающих. А разговоры о том, что человеческая жизнь вообще ничего не стоит, – часть нашей повседневности. Но как часто вы думаете о смерти? Рассматриваете ли вы смерть лишь как физическое явление? Может она быть духовной или общественной? Боитесь смерти? Какие у вас ассоциации с эти словом?
Поразмышлять над этими и многими другими вопросами, так или иначе связанными со смертью, мертвецами, мёртвыми формами, можно на иммерсивном спектакле «Жизнь мертвецов» краснодарского «Один театра». Московскому зрителю посчастливилось увидеть его благодаря Международному фестивалю документального театра им. Дмитрия Брусникина Brusfest. Стоит отметить, что показы в Москве отличались от спектакля, который идёт в Краснодаре. Очевидно, это обусловлено сменой площадки и невозможностью стопроцентного переноса как раз из-за того, что площадки слишком разные.
В Москве постановку сыграли в Новом пространстве театра Наций, в подвальном помещении которого есть несколько разделённых арками комнат, спектакль шёл везде одновременно. Зрителям предлагалось свободно перемещаться между локациями, по собственному желанию задерживаться или не задерживаться в них, то есть у каждого получился свой индивидуальный опыт. Конечно, быть везде и сразу было невозможно, и было чувство сожаления по поводу того, что погулять здесь можно лишь раз.
На протяжении почти двух часов в каждой локации практически одновременно начинались и одновременно заканчивались не связанные между собой эпизоды. В каждой комнате менялись актёры, свет, звук, а в одной из комнат постоянно начиналось новое видео. Были эпизоды при ярком свете и в полной темноте, при громкой музыке и в полной тишине. В одних сценах разворачивались энергичные и драйвовые действия, в других – статичные и безэмоциональные.
В самом начале спектакля в одной из комнат девушка медленно упаковывала тело юноши в пакет, а потом присыпала его землёй, а во время всего этого действия звучал научный рассказ о разложении человеческого тела. Чем не экскурс в биологию? В другом эпизоде и в другой локации человек механически выполнял одну и ту же работу, бессмысленную и никому не нужную. Чем ни духовная смерть? Внезапно в следующем помещении можно было увидеть неподвижно стоящее голое тело. Возможно, это наглядный пример смерти?
Не обошёл спектакль и темы смерти в искусстве: можно было послушать голословный монолог актрисы о фильмах Макдонаха и мёртвых театральных постановках. Мысли об эмоциональной смерти пробирали до дрожи от монолога человека, живущего со страхами. А заглянуть в себя и оценить, жив ты или мёртв душой, помогла игра, в которой перформер просил сделать шаг вперёд или назад, если его утверждение касалось тебя лично. Например: «Сделайте шаг вперёд, если вы предавали близкого человека». Конечно, не все эпизоды столь очевидны, и иногда можно было поймать себя на мысли: «А что здесь про смерть? О чём это вообще?». И уходя со спектакля, продолжать думать и думать.