Одна из самых известных фотографий Льва и Софьи Толстых – снимок знаменитой супружеской пары с велосипедом. Как известно, чтобы сохранить равновесие при езде на этом виде транспорта, нужно двигаться. Схожий рецепт подойдёт и для сохранения равновесия в отношениях. А, как известно, отношения четы Толстых на протяжении 48 лет их брака были далеко не безоблачными. С историей любви великого писателя и философа и не менее великой жены и матери знакомит онлайн-спектакль «Толстые. Нет в мире виноватых», который 19 декабря представил Театр.Sechenov.com.
Этот спектакль о прелестях и тяготах семейной жизни, о радостях и горестях в любви, о поисках компромиссов и нежеланиях искать выход из тупика, о единстве большой семьи и об одиночестве в ней. Его авторами и исполнителями являются также супруги – режиссёр Алексей Сеченов и писательница Юлия Ященко. Они собрали вместе яркие моменты из жизни Толстых из их дневников и писем и превратили этот материал в увлекательное путешествие по закоулкам человеческих душ, преданных друг другу, но порой слишком оторванных друг от друга.
На сцене двое – он и она, а между ними велосипед – их совместная жизнь. Эта картинка остаётся статичной на экране на протяжении практически всего спектакля, её разбавляют лишь несколько крупных планов, но с помощью визуальных эффектов проплывают рукописные строчки, появляются фотоснимки супругов Толстых разных лет. И звучат сокровенные слова о том, как любят, страдают, жертвуют, благодарят, не понимают. Лёгкий флёр влюблённости сменяется каждодневной рутиной, закручиваясь в клубок психологических проблем.
Повествование начинается с 1855 года, когда Софье Андреевне было 11 лет, а Льву Николаевичу – 27 лет, и шаг за шагом приводит нас к 1919 году, когда оборвалась жизнь супруги, пережившей великого писателя-романиста лишь на 9 лет. Множество фактов из личной жизни переданы эмоционально и пылко. Например, сквозят шоком строчки юной невесты, только что прочитавшей дневники будущего мужа, который захотел быть с ней откровенным и посвятил её в свои добрачные связи.
Или чувствуется бесконечная благодарность Льва Николаевича к женщине, корпящей над его рукописями и одновременно решающей кучу бытовых сложностей. Здесь чувствуется взаимная ревность: с одной стороны к профессии, с другой стороны – к домашним хлопотам. Звучит отчаяние женщины, не имеющей ни минуты свободного времени для себя, и мужчины, слишком увлечённого идеями и мыслями, но разочарованного земным и низменным.
Осознание несоответствия своей жизни выстроенным где-то в глубине души или созданным обществом идеалам наводит супругов на размышления о смысле жизни и смысле брака. У них много общего, но и много чужого, у них есть точки соприкосновения, но есть и противоречия, никто в этом не виноват, но никто и не решается прекратить это. И поэтому в названии спектакля появляется название незавершённого произведения Льва Толстого «Нет в мире виноватых», где звучат переживания писателя о несоответствии своей жизни с требованиями совести, пусть и в других сферах жизни.