Балет «Спящая красавица» был поставлен Мариусом Петипа на музыку П.И.Чайковского при активном содействии Ивана Всеволжского (государственный и театральный деятель того времени, был директором императорских театров и Эрмитажа). Более того, его дипломатическая деятельность при императоре Александре III позволила продемонстрировать через балет всю мощь и величие русской культуры.
Версия, транслируемая TheatreHD, была поставлена на сцене Большого театра и является третьей хореографической редакцией Юрия Григоровича, который включил больше фрагментов мужского танца (в отличие от оригинальной версии Петипа, где делался акцент на женской хореографии).
Вся роскошь и элегантность балета проявляется с первого акта (крещение Принцессы Авроры) – красочного, парадно-фееричного с торжественными музыкальными акцентами. Элегантные оттенки волшебства добавляют крёстные феи с вариациями, которые заканчиваются красивой па-де-сис.
Несмотря на французское происхождение сказки Шарля Перро, в хореографии заметны элементы русских народных танцев, филигранно исполненных Ольгой Смирновой – особенно красиво её адажио с четырьмя принцами во время празднования дня рождения Авроры.
Для второго акта, напротив, характерна лирическая нежность и тонкая музыка, так естественно подходящая чувственному дуэту Принцессы Авроры и Принца Дезире (в исполнении Ольги Смирновой и Семёна Чудина). Все, затаив дыхание, ждут поцелуя, от которого Аврора должна проснуться после столетнего сна – заклятья, наложенного злой Феей Карабос.
Наиболее забавным и ярким становится третий акт, в котором исполняют игровые вариации герои знакомых с детства сказок: Золушки и Принца, Синей Птицы и Принцессы Флорины, Красной Шапочки и волка.
Финальное па-де-де во время свадьбы Принцессы и Принца особенно эффектно отличается от всех остальных: не только радостной тональностью музыки и более живой хореографией, но и очень изящным красивым её исполнением.
На протяжении всего действия зрителя окутывает атмосфера XVII-XVIII веков, созданная при помощи живописных, практически аутентичных декораций и роскошных сказочных костюмов с барочными элементами. Над ними трудились итальянские сценограф Эцио Фриджерио и его жена, художник по костюмам, Франка Скуарчапино.
После показа состоялась душевная беседа с Ольгой Смирновой – прима-балериной Большого театра, исполнительницей партии Принцессы Авроры.
Она отметила, что подготовка к этой постановке заняла примерно полгода, но было очень интересно. Процесс репетиций увлёк балерину настолько, что создавалось полное ощущение погружения, явления чего-то грандиозного. Вместе с этим постепенно приходило осознание мелких нюансов, новых оттенков исполнения.
«Это естественная потребность. Мы постоянно меняемся, обращаясь к себе, к внутреннему миру – и это заметно в искусстве», – философски подчеркнула Ольга.
Классический спектакль, по её словам, состоит из канонизированных движений, которым надо соответствовать в тончайших деталях, их тяжело сделать живыми и игровыми. Удивительно, но поначалу Ольга сомневалась, танцевать ли ей классику. Однако, вдохновившись другими балеринами, со временем поняла, в чем прелесть классического балета, – важно прочувствовать персонажа до глубины души и эмоций.
Уникальная особенность этого показа – возможность побывать в стенах Большого театра, насладиться балетом с мест «партера», а ещё заглянуть за кулисы Исторической сцены и узнать небольшие секреты подготовки к балету.
Автор: Михаил Бракунов