AHEYM / АРЛЕКИНАДА.NEW / ANIMA. Современная хореография в Воронежском театре оперы и балета

Софья Гайдукова и Константин Матулевский — заметные имена как для поклонников современной хореографии на театральной сцене, так и для тех, кто любит провести вечер перед телевизором (хореографы работали в разных проектах, от «Большого балета» на телеканале «Культура» до «Танцев» на ТНТ). В прошлом году нам удалось побеседовать с ними о профессиональных взглядах и перипетиях, а сейчас в рамках Платоновского фестиваля искусств мы посмотрели трилогию, поставленную на сцене Воронежского театра оперы и балета.

Фото: Андрей Парфенов

AHEYM
Хореография: Константин Матулевский
Музыка: Брайс Десснер и Kronos Quartet
Солисты: Елизавета Корнеева, Дмитрий Трухачёв, Николай Большунов

В начале — почти классическое трио: двое мужчин, синхронных, но неуловимо отличающихся друг от друга, изящная девушка на пуантах, у всех красивые руки и высокие прыжки. Кажется, что перед нами сейчас развернётся очередная история любви, выбора и страданий… Но скоро становится понятно, что постановка о другом. На сцене по очереди сменяются пары. Одеты все одинаково, а времени слишком мало, чтобы проникнуть в суть отношений каждой, поэтому и бросается в глаза общий план: их всех здесь по двое, только по двое. «А одиночек не берут на этот ковчег». И сразу всё, что происходило в начале, обретает новый вопрос: куда деваться тому, кто останется один? Музыка взрывается, напряжение нарастает с каждой минутой, синхронные связки и поддержки становятся всё сложнее — и к концу, когда энергия достигает своего пика, кажется, будто сейчас «разверзнутся все источники великой бездны и окна небесные отворятся».

Фото: Андрей Парфенов

АРЛЕКИНАДА.NEW
Хореография: Софья Гайдукова
Музыка: Алексей Айги
Солисты: Марта Луцко, заслуженная артистка Воронежской области Екатерина Любых, лауреат международного конкурса Иван Негробов, Максим Данилов

Фото: Андрей Парфенов

Эта яркая, весёлая танцевальная новелла с помощью минималистичных средств, далёких от классической хореографии, раскрывает историю отношений, знакомую, пожалуй, каждому. Две истории, две пары — и вечный вопрос: почему мы выбираем тех, кого выбираем?

Первой на сцене появляется пара в красном. Неуверенный молодой парень пытается понять самого себя, нащупать форму движения, которая максимально бы ему соответствовала. Яростный, неистовый в свете софита, со стороны он кажется красивым и до боли разочарованным. В этот момент его замечает уверенная, яркая девушка. Она опутывает, затягивает, даже поначалу делает вид, что подстраивается — но затем увлекает парня за собой, полностью растворяя молодой талант в показном совместном вышагивании (так и кажется, что в её инстаграм-аккаунте скоро появится тысяча фотографий из серии «смотрите, какие мы классные» и «вот какого красавчика я подцепила»).

Фото: Андрей Парфенов

Вторая пара, в синем — инверсия первой. Сперва мы видим девушку, которая самозабвенно танцует сама с собой, обыгрывая звенящие колокольчики музыки. Её силуэт в круге света напоминает о диснеевских принцессах. На знаки внимания появившегося молодого человека она вначале не отзывается — ведь ей и так хорошо. Но податливость и открытость всему новому и красивому толкает её в объятия кавалера, и когда она влюбляется до потери себя, он отталкивает её, как ненужную куклу. Радость и восхищение сменяется печалью и раздавленностью.

Фото: Андрей Парфенов

Однако история на этом не заканчивается: пары выходят на сцену в совместном танце. Поначалу каждый держится только за своего партнёра, но через какое-то время они, будто случайно, меняются. И вот, девушка в красном и мужчина в синем уходят нога в ногу, блистая приклеенными улыбками и приветствуя невидимых фотографов, а оставшиеся двое — тонкие и талантливые — начинают играть на воображаемых музыкальных инструментах, и лица их светятся радостью тех, кто нашёл наконец своё место и своего человека. Хэппи-энд, которого хочется каждому.

ANIMA
Хореография: Софья Гайдукова, Константин Матулевский
Музыка: Филип Гласс
Солисты: Диана Егорова, лауреат международного конкурса Иван Негробов, Максим Данилов

Фото: Андрей Парфенов

В этой постановке хореографы и танцовщики исследуют сущность женщины, силу и слабость, одиночество и солидарность. Ожидаемо было бы увидеть на сцене только женский состав, но нет: анима, феминная часть души, раскрывается полнее во взаимодействии — и в оппозиции — с анимусом, то есть с маскулинным, мужским началом.

Балет можно увидеть как конфликт внутри человека, а можно как феминистский (и даже радикально-феминистский) манифест. В первом эпизоде на сцене появляются только женщины. Они одеты в свободные брюки и разноцветные майки без рукавов, каждая с тугой косичкой. В статике они могли бы выглядеть даже мягкими, но с первых же поворотов и взмахов рук становится ясно: в каждой из них кроется вихрь, способный запустить среди единомышленниц цепную реакцию. Широкие чёткие движения заполняют не только огромную сцену, но и, по ощущениям, захватывают весь зал, сотрясают могучую театральную люстру. Они поднимают бурю… и исчезают, уступая на сцене место другому сюжету.

Фото: Андрей Парфенов

Теперь на сцене двое. Она стоит с пугающе выгнутой спиной, обхватив себя руками. Он сидит рядом, сначала будто бы неживой. Она поднимает его голову, передвигает, ставит на ноги, но чем более самостоятельный вылепливается из него человек, тем более директивным он становится — и в какой-то момент перехватывает управление. Теперь он заводит её в поддержки и без устали перемещает по сцене, а она, не в силах сопротивляться, в конце концов повисает безвольной тряпочкой у него на руках. Конечно, так бывает не всегда, но история слишком характерна, почти архетипична: когда женщина вкладывает всю себя в поддержку партнёра, она может исчезнуть, раствориться как личность. И этого часто никто не замечает, включая её саму.

Фото: Андрей Парфенов

После этого пронзительного и болезненного сюжета на сцену воинственным отрядом выходят мужчины. Очень хочется поверить, что не все они такие, как герой предыдущего эпизода, но сделать это не так уж просто: в отточенных, слаженных, синхронных движениях ощущается поразительное единство. А потом снова появляются женщины. Они встраиваются в текущий порядок, будто между ними и мужчинами нет никакой разницы. Как если бы не было «стеклянных потолков» и косных традиций, а рабочие места и избирательное право всегда принадлежали всем. Теперь мужчины и женщины движутся в общей толпе, то замирая, то запуская импульсы и перестраивая порядок. Кажется, что так теперь будет всегда, что мир вошёл в баланс — но скрытая ярость тех, кто пытается отстоять своё существование, проникает в толпу изнутри. Один за другим мужчины начинают падать, и в конце остаются только женщины: отомстившие за всех, кого сломал патриархат, единые в своём солидарном порыве, но напряжённые до предела.

Фото: Андрей Парфенов

Одноактные постановки Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского в Воронежском театре оперы и балета впервые были представлены на фестивале «RE:Форма танца» в 2019 году и уже тогда были оценены экспертами как работы мирового уровня. Сегодня они прочно вошли в репертуар театра и продолжают прокладывать путь к сердцам зрителей, показывая, каким разнообразным и наполненным — как по приёмам, так и по смыслам — может быть мир современной хореографии.

URL List